Сравнение эволюционных процессов в живой природе и технике
Живая природа | Техника |
Случайные мутации и скрещивания | Случайности и совместное использование изобретений |
Удачные мутации закрепляются и копируются | Удачные технические узлы и решения используются в разных устройствах |
Информация передаётся через геном | Идеи передаются через чертежи, схемы, описания |
Конкурентная борьба между животными и видами | Конкурентная борьба между производителями технических устройств |
Естественный отбор | Отбор, осуществляемый потребителями |
Симбиоз животных | Симбиоз технических средств |
Биоценоз | Техноценоз |
Усложнение реакций на воздействия окружающей среды | Усложнение обратной связи |
Появление человека | Создание искусственного интеллекта |
I – этап мысленного конструирования. В сознании конструктора в процессе создания изделия рождается множество различных вариантов решения технической задачи как изготовления машины в целом, так и отдельных ее частей и механизмов. Такие «мутации» осуществляются на основе возникновения и распада нейронных связей в мозгу, происходящих за сотые доли. Ещё до того момента, как будет осуществлена попытка построения модели будущего изделия в виде чертежа, огромное множество конкурирующих вариантов «умрет» в сознании конструктора. Выживут только наиболее удачные, имеющие шанс на реальное воплощение. В результате такого естественного отбора, в миллионы, а может быть в миллиарды раз более быстрого, чем природный, происходит рождение идеи, замысла будущего технического детища.
При создании чертежей начинается естественный отбор уже на уровне отдельных узлов и механизмов, что позволяет совершенствовать строение будущего изделия, минуя миллионы лет генетических мутаций и изменений. Конструктор может, подумав минуту, увеличить площадь гусениц проектируемого трактора, чтобы он не проваливался при перемещении по болотистой местности, а природе, чтобы создать кожистые перепонки на копытах лося, потребовались миллионы лет естественного отбора.
II – этап практического создания. При практическом воплощении чертежей в реальность, на первых же испытаниях создаваемой машины всегда возникают проблемы, которые не могли быть выявлены на предыдущей стадии. Как бы ни старался конструктор предусмотреть все возможные затруднения, реальность предъявляет свои требования и оказывается всегда сложнее, чем мы предполагали.
Так, например, испытания первого в мире дирижабля закончились для его изобретателя и пилота – француза Жиффара весьма неожиданно. Мощность двигателя аппарата оказалась недостаточной для движения против ветра, и смельчака унесло в лес к неудовольствию многочисленных зевак, собравшихся на парижском ипподроме. Понятно, что в дальнейшем Жиффар увеличил мощность парового двигателя, что привело к уменьшению грузоподъемности дирижабля.
То же самое происходит и в природе: если лось при бегстве от волков оказывается на снежном насте и снежная корочка не выдерживает давления его тяжелого тела, то он становится лёгкой добычей для хищников, конструкция которых оказалась легкой и весьма удачной для данной конкретной ситуации.
Конечно, природа могла бы (а может, так и было) ещё более увеличить площадь его копыт и превратить их в некоторое подобие лыж или ластов. Но в этом случае лось с ластами потерял бы быстроходность на твёрдой земле. В результате долгих миллионов лет перебора вариантов, не закончившегося и сегодня, формируется оптимальное соотношение между быстротой движения по глубокому снегу и по твёрдой земле. Точно так же изобретатель подбирает оптимальное соотношение между быстротой и грузоподъёмностью своего дирижабля.
Может оказаться так, что в настоящее время нет конструкционных материалов и технических решений для воплощения задуманной технической диковинки. В этом случае инновация прекращает своё существование ещё на стадии рождения и вновь возрождается только при появлении соответствующих условий. Например, создание персонального компьютера невозможно без полупроводниковых транзисторов, создание дальнобойной пушки без прочной стали закончится разрывом ствола и гибелью экспериментаторов. Трудно себе представить броненосец без парового котла, как и самолёт без двигателя внутреннего сгорания или реактивного двигателя.
В условиях природного естественного отбора и временнóй растянутости всех изменений невозможно представить ситуацию, когда вдруг начал появляться новый вид каких-нибудь сверхгигантских жирафов, спина которых не выдерживала бы их веса и ломалась при попытке нагнуться. В природе новые конструкционные материалы и отдельные функциональные узлы появляются постепенно вместе с изменениями видов, но если уж возникли, то начинают максимально использоваться всеми модификациями потомков. Например, появление твёрдого панциря у морских животных оказалось удачным и «пошло в тираж» в разных видах – от улитки до черепахи. Глаз и вовсе оказался весьма полезным устройством и стал входить в базовую комплектацию почти всех новых моделей, появившихся за последние полмиллиарда лет, даже тех, которым он особенно и не нужен, таких как, например, крот.
III – этап массового копирования и производства. Следующие трудности начинают возникать при массовом производстве новорожденного изобретения, так как количество разнообразных факторов, существенно влияющих на его дальнейшую судьбу, значительно возрастает.
Легендарный танк – Т-34 оказался лучшим из всех во Второй мировой войне во многом благодаря тому, что был очень прост и недорог в производстве, а немецкий тяжелый танк «Тигр», по многим показателям превосходивший советские танки, был капризен в эксплуатации, но, самое главное, очень дорог. Поэтому количество произведённых «Тигров» даже близко не смогло сравняться с количеством выпущенных «тридцатичетвёрок».
В природе также можно найти примеры, когда вид компенсирует свои недостатки массовым и нетрудоемким производством. Рыба-луна производит несколько миллионов икринок. При таких масштабах икрометания даже при гигантских потерях на пути от икринки до взрослой особи популяция не исчезает.
IV – этап коммерческой реализации. Если не будет спроса на выпущенную продукцию, массовое производство быстро прекратится, а производитель разорится. Самое главное условие выживания технической инновации – это спрос, готовность людей платить деньги за ее приобретение и использование, превышающие траты на ее производство. Это последний и решающий этап тернистого пути от малька-изобретения до взрослой инновации, успешность которой определяется сложными взаимоотношениями с окружающей средой.
Во-первых, успешность определяется сложностью эксплуатации, развитостью соответствующей инфраструктуры. Автомобили с водородными двигателями существуют и сейчас, но конкуренцию традиционным автомобилям они смогут составить только тогда, когда повсеместно будут водородные заправки и соответствующий автосервис.
Во-вторых, быстрота продвижения инновации зависит от её взаимодействия с существующей технической средой, она должна занять свою нишу и стать востребованной и даже необходимой, вступить во взаимовыгодный симбиоз с другими техническими видами. Цифровой фотоаппарат никогда стал бы столь популярным и не вытеснил бы плёночный, если бы не было персонального компьютера, а навигатор не был бы таким компактным и удобным без искусственных спутников, радиолокаторы не особенно нужны, если в небе не летают самолёты. В природе такая взаимозависимость хорошо известна: не будет мышей, не будет и сов, если бы не было акул, то и не было бы рыб-прилипал.
Ну и, в-третьих, новичку необходимо победить в битве с конкурирующими техническими изделиями, занимающими ту же нишу. Сходство с борьбой в живой природе становится очевидным: ондатра, однажды неосторожно завезённая в реки средней полосы России, чуть полностью не вытеснила более привередливого и менее наглого местного бобра. Кролики, попавшие в Австралию, так расплодились, что чуть не уничтожили всю травоядную австралийскую живность, которой просто не осталось никакой пищи. А млекопитающие, благодаря своей хитрости, выносливости и приспособляемости, смогли заменить более сильных динозавров на троне, теперь они едят мороженое и рассматривают ископаемые кости побеждённых конкурентов в своих музеях.
Цифровые фотоаппараты, едва приблизившись по качеству снимков к плёночным, моментально их уничтожили, лишив нас таинства проявления и закрепления фотографий в ванной. Гордые парусники исчезли под напором вечно дымящих пароходов, которые, в свою очередь, уступили место теплоходам и атомоходам. Граммофоны и патефоны были вытеснены проигрывателями виниловых пластинок, которые еще быстрее уступили место магнитофонам. Магнитофоны были за несколько лет отправлены в музей цифровыми проигрывателями, использующими CD-диски и флеш-карты.
В итоге, при благоприятном стечении всех вышеназванных и многих других обстоятельств (цена, качество, мода, экономическая ситуация и т.п.), удача может улыбнуться новичку: появляется долгожданный покупательский спрос, за новинкой выстраиваются очереди, на производителя проливается денежный дождь. Так над пылесосом изобретателя Бута долго потешались, пока его не стала использовать для уборки в королевской Британской семье вместо традиционного веника. Такая замена и называется техническим прогрессом.
Темы для докладов и рефератов
Техноценозы и закономерности их появления и развития.
Техноценоз металлургического завода.
Техноценоз атомного авианосца.
История развития средств связи (до изобретения радио).
Естественный отбор в технической эволюции (на примере развития средств звукозаписи).
Технический симбиоз.
Дискуссии
Искусственный разум – конкурент или помощник Человека?
Развитие техники – фактор деградации или развития человека?
Литература
Горбань, А.Н. Демон Дарвина: идея оптимальности и естественный отбор / А.Н.Горбань, Р.Г.Хлебопрос. - М.: Наука, 1988.
Варшавский, / В.И. Оркестр играет без дирижера: размышления об эволюции некоторых технических систем и управлении ими / В.И.Варшавский, Д.А.Поспелов. - М.: Наука, 1984.
- Игошев б.М., Усольцев а.П.
- Содержание
- Глава I закономерности научно-технического прогресса
- 1.2. Технологические уклады
- Технологические уклады
- 1.3. Техническая эволюция
- Сравнение эволюционных процессов в живой природе и технике
- 1.4. Энергетические эпохи Если вы не думаете о будущем, то его у вас и не будет.
- 1.5. Энергосбережение и устойчивое развитие
- Глава II основные технические инновации в истории человечества
- 2.1. Древние инновации
- Виргинский, в.С. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века: Кн. Для учителя / в.С. Виргинский, в.Ф. Хотеенков. М.: Просвещение, 1993.
- 2.2. Тепловые двигатели
- 2.3. Электричество
- 2.4. Освещение
- 2.5. Радио
- Карагезов, в. Беспроводной мир имени Герца / в. Карагезов. Вокруг света. №2, 2008.
- 2.7. Телевидение
- 2.8. Полупроводники
- Глава III освоение человеком окружающего пространства
- 3.1. Земля
- 3.2. Океан
- 3.3. Воздух
- 3.4. Космос
- 3.5. Подземелье
- Глава IV технические нновации в различных сферах человеческой деятельности
- 4.1. Строительство
- 4.2. Бытовая техника
- 4.3. Медицина
- 4.4. Спорт
- 4.5. Образование
- 4.6. Искусство
- 4.7. Военное дело
- 4.8. Наука
- 4.9. Охрана природы
- Заключение
- ИгошевБорис Михайлович УсольцевАлександр Петрович История технических инноваций
- 620017 Екатеринбург, просп. Космонавтов, 26