logo
Ответы_на_вопросы_от_Прокопьева_на_экзамен_1_курс

1)Общие черты социально-экономического развития

Первые послевоенные годы для подавляющего большинства развитых стран характеризовались кризисным состоянием, длительность и степень которого определялась потерями, понесенными каждой из них в ходе мировой войны, а также уровнем милитаризации хозяйства. Наиболее ощутимыми являлись потери стран, потерпевших поражение в войне, - Германии, Италии, Японии, хозяйственная жизнь которых была полностью дезорганизована. Война существенно повлияла и на экономику стран-победителей - Великобритании и Франции, переживших длительный конверсионный кризис. Единственной страной мира, которая за годы войны сумела не только избежать больших потерь, но и увеличить национальный доход в 2 раза, были США. В первые послевоенные годы США оказались в положении абсолютного экономического лидера, оказывавшего решающее влияние на развитие мирового хозяйства и политики.

После войны в ведущих странах окончательно оформилась система государственного регулирования хозяйства, возникшая в годы Великого кризиса (1929-1933 гг.) и получившая развитие в период войны. Теоретической основой нового мирового экономического порядка стало учение Дж. М. Кейнса. Его идеи о необходимости государственного вмешательства в экономику для обеспечения перераспределения доходов посредством эмиссионной и налоговой политики в интересах социальной справедливости и антикризисного регулирования занимали доминирующие позиции в хозяйственных программах западных государств в 1950-1960-е гг. Развитие системы государственного вмешательства и создание модели смешанной экономики осуществлялись на основе дальнейшей институциализации национальных хозяйств и системы мировых экономических отношений. Приоритетными задачами, стоявшими перед смешанной экономикой, являлись: обеспечение оптимального уровня занятости, полное использование производственных мощностей; стабилизация цен; параллельный рост заработной платы и производительности труда; равновесие платежного баланса.

Важным направлением экономической политики государств стал контроль над инвестиционным процессом, что позволяло снизить риски и нейтрализовать их нежелательные последствия. Государство гарантировало развитие технического и технологического прогресса, финансируя фундаментальные и прикладные исследования, осуществляло структурную перестройку экономики для обеспечения устойчивых и высоких темпов роста в долгосрочной перспективе. Важнейшей задачей государства было развитие социальной сферы.

В процессе развития смешанной экономики сформировались два варианта экономического развития - этатистский и либеральный.

Этатистский (от фр. etat - государство) вариант смешанной экономики предполагает активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь не только косвенными, но и прямыми методами. В этом случае государство зачастую выступает в роли предпринимателя.

Либеральный (от лат. liberalis - свободный) вариант смешанной экономики, предполагает вмешательство государства на основе преимущественно традиционных косвенных методов. Национальные модели опирались на исторические традиции, опыт, достигнутый уровень и своеобразие социально-экономического развития страны.

К этатистскому варианту можно отнести французскую, английскую, японскую модели, к либеральной - американскую и германскую. В малых странах Европы (Швеция, Австрия, Бельгия, Нидерланды) сформировался своеобразный вариант смешанной экономики, базировавшийся на принципе трипартизма: выработка и согласование важнейших хозяйственных решений на основе консультаций представителей государства, предпринимателей и профсоюзов.

Важнейшим фактором послевоенного развития мировой экономики был новый этап научно-технической революции. Предпосылками НТР явились фундаментальные открытия в области ядерной физики, квантовой механики, кибернетики, микробиологии, химии. Произошло качественное совершенствование материально-технической базы производства и технологических процессов. Научно-техническая революция оказала влияние на все сферы экономики, изменила функции и роль человека в производственном процессе, превратила науку в непосредственную производительную силу.

Ускоренными темпами стали развиваться наукоемкие производства, возросли затраты на НИОКР и затраты государственных бюджетов на финансирование фундаментальных научных исследований. Степень использования достижений НТР, практическая реализация научных открытий и разработок, комплексное проведение НИОКР и своевременное внедрение их результатов в производство стали определять и качество экономического роста, эффективность производства и, в конечном счете, уровень социально-экономического развития стран.