logo
Срагистика, геральдика, нумизматика

6. Материалы и цвета в гербе и их символическое значение

Гербы составлялись обычно как рельефные изображения. В качестве материала для их составления употреблялись металлы, цветные эмали (финифти) и меха.

Металлы употреблялись только драгоценные – золото и серебро. На цветных изображениях золото давалось золотой или желтой краской, серебро – серебряной.

Финифти использовались только пяти цветов – красного, голубого, зеленого, пурпурного и черного. Для удобства типо­графского исполнения справочников по геральдике с XVII в. приняты условные графические изображения металлов, финифти и мехов – шраффировка. Поверх металла или финифти мог быть нанесён тонкими линиями узор – дамаскировка.

Основное правило при составлении гербов: металл на металл и финифть на финифть не накладываются. Можно накладывать либо финифть на металл, либо металл на финифть. Если поле золотое, то фигуры на нем могут быть только финифтяные, серебряных накладывать нельзя. Золотые или серебряные фигуры могут быть даны только на поле, покрытом финифтью того или иного цвета.

Металлы, финифти и меха имеют символическое значение. Символическое значение металлов: золото – справедливость, милосердие, сила, богатство; серебро – правдивость, невинность, чистота.

Символическое значение цветов (эмалей или финифтей): красный цвет (червленый, червлень) – хра­брость, кровопролитие; голубой (лазурный) – вели­чие, красота, ясность; зеленый – наде­жда, свобода, изобилие; пурпурный – достоинство, могущество, мужество, сила; черный (чернь) – скромность, образован­ность, смирение, печаль.

Символическое значение мехов: горностай – власть, чистота; белка – преданность, честность (уточнить).

Допускалось графическое изображение гербов и на бумаге. Золото графически изображалось черными точками на белом поле, серебро – в виде белого поля без заштриховки. Красный цвет изображался красной краской, а графически – вертикальными линиями; голубой цвет – голубой краской, графически – горизонтальными линиями; зеленый цвет – зеленой краской, графически – диагональными линиями справа. Пурпурный цвет обозначался сиреневой краской, а графически – диагональными линиями слева; черный цвет – черной краской, а графически – взаимно пересекающимися линиями. Горностаевый мех изображался в виде белого поля, усеянного черными хвостиками. Беличий мех изображался по белому полю голубыми значками, напоминающими развернутую шкуру белки.