logo
13

Аграрная политика и состояние сельского хозяйства

В середине 60-х годов в СССР сложилось тяжелое положение в сельском хозяйстве. Непродуманные эксперименты свели на нет успехи, достигнутые в 1953–1958 гг. Была подорвана база животноводства, пришлось закупать за рубежом зерно. Вместе с тем уже в начале 1964 г. были предприняты шаги, направленные на интенсификацию сельского хозяйства (применение удобрений, орошение, комплексная механизация и химизация). Возросли капиталовложения в сельское хозяйство. Этот курс был продолжен после отставки Н. С. Хрущева.

В марте 1965 г. Пленум ЦК по сельскому хозяйству постановил утвердить для колхозов план продажи продукции по стабильным ценам на 5 лет. Вся сверхплановая продукция должна была реализовываться по повышенным ценам. Закупочные цены были увеличены на 20% и в дальнейшем продолжали расти при неизменных розничных ценах на продовольствие. Были значительно ослаблены (но не отменены) ограничения, касавшиеся личного подсобного хозяйства колхозников, а сами приусадебные участки увеличены с 0,25 до 0,5 га.

Решения мартовского Пленума ЦК 1965 г. были ориентированы на достижение реальных сдвигов в сельскохозяйственном производстве на основе межхозяйственного кооперирования и агропромышленной интеграции. Это рассматривалось как принципиально новая аграрная политика. Объединение в единую цепочку непосредственных производителей сельскохозяйственной продукции и ее переработчиков позволяло уменьшить потери при транспортировке и хранении, обеспечивало более тесную взаимосвязь сельского хозяйства и пищевой промышленности. Межхозяйственное кооперирование делало возможным осуществление крупных дорогостоящих проектов, непосильных или невыгодных одному колхозу или совхозу (например, строительство специализированных откормочных комплексов), координацию их усилий.

Все эти изменения не затрагивали принципиальных основ колхозной системы, прежде всего – отношений собственности. Поэтому попытки обеспечить заинтересованность колхозников в результатах общественного производства оставались безуспешными (исключение – немногочисленные передовые хозяйства). Провозглашение самостоятельности колхозов не подкреплялось законом. Не случайно призывы к освобождению крестьянина от мелочной опеки повторялись на пленумах ЦК в 1978 г. и 1982 гг. почти в тех же формулировках. Средства, вложенные в сельское хозяйство в виде субсидий, дали незначительную отдачу из-за одновременного роста цен на машины и удобрения и из-за неэффективного использования средств колхозной системой. Трудности в сельском хозяйстве продолжали углубляться. СССР стал приобретать за границей зерно ежегодно. Во многих районах страны не хватало мясных и молочных продуктов, бывали перебои с овощами, крупами и даже хлебом. Нормой стали талоны, ограничение отпуска продуктов в одни руки. Население областей, расположенных недалеко от Москвы, систематически ездило в столицу за продуктами. Появилось наименование «колбасные электрички».

В мае 1982 г. Пленум ЦК КПСС принял Продовольственную программу. Достижение продовольственного изобилия должно было достигаться двумя путями: усилением агропромышленной интеграции и развитием личного хозяйства. Первый путь принял в основном бюрократические формы. Пять сельскохозяйственных министерств объединились в Госагропром, на местах были созданы агропромышленные объединения (РАПО). Это привело лишь к созданию новых бюрократических ведомств.

Поддержка личного хозяйства включала отмену ограничений на размеры приусадебных участков колхозников, строительство домов, поголовье скота. Но ведение личного хозяйства наталкивалось на препятствия со стороны председателей колхозов и руководства РАПО. Заниматься личным хозяйством можно было лишь в свободное от основной работы время. Продовольственная программа оказалась мертворожденной – увеличить производство сельскохозяйственной продукции не удалось.