logo
ИСТ / ГОТОВЫЕ ШПОРЫ ИСТОРИЯ

88) Kультура Казахстана на современном этапе

Роль культуры в продвижении страны всегда кажется проблематичной: есть чувство, что хотя и нужно представлять на мировой арене культурные достижения страны, они не всегда "продают" или, говоря экономическим языком, не всегда обеспечивают возврат на сделанные инвестиции, как это происходит в туризме, в брендинге коммерческих компаний. И поэтому культуре часто присваивается статус "неприбыльной" деятельности. Ценность культуры и в том, что она, как и географическое положение государства, является прямым отражением уникальности и сущности страны. Культура - это уникальное качество страны. В Казахстане ощущается дефицит учреждений , дающих образование в сфере искусства и культуры: Академия искусств с направлениями изобразительное искусство, театр, кино и тележурналистика, хореографическое училище и три художественных колледжа – два в Алматы и одно в Шымкенте. К этому перечню можно отнести и факультет дизайна в Казахской государственной академии строительства и архитектуры. Кроме этого существуют несколько музыкальных школ, музыкальное училище и Государственная консерватория. Совсем нет учебных заведений, работающих с поэтами, писателями, драматургами, сценаристами. В то же время оказывается большая поддержка образовательным учреждениям технической направленности, что свидетельствует о нехватке рабочих кадров в стране. В этом году практически вдвое увеличено количество образовательных грантов на технические специальности. Начиная с 90-х годов, наряду с исторической тематикой, снимается много картин, по сути создавших новую эстетику. Это фильмы так называемой "новой волны", созданные группой талантливых казахских режиссеров и сценаристов, обратившихся к темам современности, психологии человека, драмам его личной судьбы. При несомненной остроте и социальной направленности (что впервые произошло в казахстанском кино), эти работы, снятые на местном материале и использовавшие казахские ментальные архетипы, апеллировали к общечеловеческим ценностным категориям. Это, а также особая художественная стилистика и высокое профессиональное мастерство сразу же вывело фильмы "новой волны" на широкую международную арену. Казахские кинематографисты получали престижные призы на многих международных фестивалях, их приглашали к сотрудничеству известные студии и продюсерские центры. Сегодня "новая волна" испытывает первые признаки кризиса, когда одни из ее ярких представителей, такие как Рашид Нугманов, все еще продолжают творить в "западном ключе". Другие, такие как Абай Карпыков "ушли" исследовать российскую ментальность. Третьи, продолжают рефлексировать на тему прошлого, а четвертые подались на коммерческий рынок. В этой литературы одновременно сосуществуют несколько противоречивых тенденций. С одной стороны, сегодня есть возможность без цензуры и специального разрешения издать свои работы, чем многие и пользуются. С другой, эти издания, выпущенные небольшими тиражами, распространяются среди небольшого круга читателей. Эта литература, как, впрочем и любая другая, не получает рецензий, поскольку литературная критика в зачаточном состоянии. В стране предостаточно авторов с интересными мыслями, идеями, сюжетами, подходами. Но, поскольку в Казахстане нет специального образования в области литературы, их работы часто не выстроены, грешат тяжестью стилистики и т.д. Сегодня государство значительно сократило финансирование театров. Нехватка финансирования в этой области искусства сильно тормозит его развитие. Театры вынуждены сдавать часть своих помещений в аренду, для того, чтобы обеспечить, например, ремонт здания. Почти невозможно обновление реквизита и сценического оборудования, нет возможностей для гастрольных поездок. Возникают проблемы с новым репертуаром, т.к. работа авторов должна быть оплачена. Чтобы привлечь зрителя, театры снизили плату за билеты, но полученные суммы никак не покрывают их потребностей. Экспериментальные формы театрального искусства отсутствуют. Отдельные робкие попытки поисков не развились из-за отсутствия профессионального и общественного интереса, не говоря о финансовой стороне, поскольку даже самый скромный реквизит требует значительных затрат. В 90 х гг. в Казахстане сложилось мнение о порочности отраслевого управления наукой в стране, основанное на его некоторых объективных недостатках. Но вместо устранения этих недостатков и развития комплексного отраслевого и межотраслевого централизованного руководства утвердился приоритет межотраслевого. Прямые бюджетные ассигнования на науку стали поступать через Министерство науки, минуя большинство министерств и ведомств. В Казахстане достаточно активно развивается музыкальная индустрия. Существуют конкурсы для помощи талантливым исполнителям завоевания внимания слушателей. Многие казахстанские исполнители известны и за рубежом. Например, группы А-Студио, Мюзикола и Батырхан Шукенов. Популярностью пользуются и заслуженные артисты Казахстана - Роза Рымбаева, Макпал Жунусова, Нагима Искалиева, Бибигуль Тулегенова. Главным музыкальным фестивалем (поп-музыка) Казахстана является "Азия дауысы" ("Голос Азии"), который существует больше десяти лет. Он проходит каждый год в начале августа в течение 3-5 дней на знаменитом высокогорном катке "Медео". Такой своеобразный аналог "Евровидения". Главная его цель - давать шанс молодым "звездам", открывать новые таланты среди участников разных стран. Изначально фестиваль задумывался для популяризации восточной музыки. Но число стран-участников с каждым годом увеличивается, и одним только Востоком уже давно перестали ограничиваться. Да и среди победителей - то ирландцы, то испанцы, то еще кто-нибудь. В качестве почетных гостей мероприятия выступают знаменитости со всего мира.