logo
ИСТ / ГОТОВЫЕ ШПОРЫ ИСТОРИЯ

8) Роль Великого шелкового пути в истории Казахстана

Начало контактов и обменных связей восходит к III-II тыс. до н.э. В середине I тыс. до н.э. стал функционировать степной путь, протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в южное Приуралье к Иртышу, и далее на Алтай, в страну агрипеев. По этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов. В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию и Средиземноморье. В сер. I в. до н.э. Шелковый путь начинал функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия. Во II-V вв., Шелковый путь разветвлялся, окаймляя с севера и юга пустыню Такла-Макан, "Южный путь" -Дунхиале, Хотан, Яркеид в Бактрию, Индию и Средиземноморье. "Северный путь" - из Кашгара в Фергану и далее через Самарканд, Бухару, Мерв и Хамадаи в Сирию. В VI-V1I вв. наиболее оживленным становится путь, проходивший из Китая на запад через Семир-е и юж. Казах-н. Такое перемещение объяснялось: 1.ставки тюркских каганов, контролируемых торговые пути через среднюю Азию. 2.дорога через Фергану стала опасной из-за междоусобиц. 3.богатые тюркские каганы стали крупными потребителями заморских товаров. Через Ш.п. шло основное число посольских и торговых караванов в VII-X1V вв. Так, в VI-VI1IBB. Основной была трасса Сирия-Иран-Средняя Азия - юж. Казахстан - Таласская долина - Чуйская долина - Иссык - Кульская котловина - Восточный Туркестан. В конце VI в происходит оживление Шёлкового пути на участке Семир-я и юж. Каз-на, что сыграло важную роль в развитии городской культуры этого региона. В Семир-е он стимулировал возникновения ряда городских центров, а на юге Каз-на способствовал быстрому росту городов. Ш.п. через ср.Азию, юж. Каз-н и Семиречье функционировал вплоть до XIV в. пока междоусобицы и войны и освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию.

Древнее население К-на имело торг.связи с Византией,Ираном,Кавказом,Алтаем и Сибирью. Большая роль принадлежала городам,занимавшим узловое положение на караванных путях-Таразу,Отрару,Койлыку. Из Сред.Азии возили стекло,драгоценности,лошадей,из Китая-шелк,керамику. Оживленно шла торговля между городами и степью. Торговля требовала развитого денежного обращения.В нач.7в. известны монет.выпуски туркешских каганов. На внутр.рынке исп-сь медные монеты,а при международной торговле-сереб.монеты. в 6-9в. Среди тюркоязычного населения цент.Азии и Вост.Туркестана получили распр-ие религоизные системы-буддизм,манихейство,христианство. Буддизм раньше всех великих религий стал пользоваться популярностью в аристок.среде Тюрского каганата.(проник на терр.К-на во 2 в.д.н.э.). манихейские и христианские общины существовали в 6-9в. В городах,расположенных вдоль Шелкового пути. Часть согдийского населения Тараза сохраняла зороастрийскую религию,о чем свидетельствует зороастр.кладбище в Таразе. Кочевники-скотоводы продолжали исповедовать древ.тюрк.культы Тенгри,Земли,Воды,Умай,но в оседло-земледельческих р-нах получило расп-ие религия-ислам.