logo
Otvety_na_ekz_voprosy_po_IOGP

44. Изменения в гос. Механизме ссср в вов.

В период войны сохранили свои полномочия высшие органы государственной власти и управления СССР: Верховный Совет и его Президиум, Совет Народных Комиссаров, отраслевые, а также республиканские органы власти и управления, местные советские органы. Созданные временные чрезвычайные органы власти и управления, включая Государственный Комитет Обороны (ГКО), в своей деятельности опирались на аппарат Советов и других конституционных органов.. Продолжали выполнять свои обязанности избранные в предвоенное время депутаты Верховного Совета СССР, Верховных Советов республик и местных Советов.

усилилось значение исполнительных органов Советов, ряд исключительных полномочий Советов осуществлялся их исполкомами. Так, исполкомы вышестоящих Советов могли без проведения дополнительных выборов, путем кооптации пополнять состав исполкомов нижестоящих Советов представителями партийно-советского актива.. Централизация государственного управления, повышение роли исполнительно-распорядительных узкоколлегиальных советских органов были в условиях Великой Отечественной войны в известной степени объективно оправданными, так как вытекали из необходимости концентрации руководства всеми силами и ресурсами страны для разгрома врага.

Значительно усилилась деятельность Совета Народных Комиссаров СССР.

Наряду с органами военного управления продолжали действовать местные советские органы власти и управления, которые осуществляли свои функции во всех других сферах государственной, хозяйственной и культурной жизни. Местные власти были обязаны оказывать полное содействие военному командованию в использовании сил и средств данной местности для нужд обороны. Указ от 22 июня 1941 г. наделял военные власти правом привлекать население к трудовой повинности, устанавливать военно-квартирную повинность, мобилизовывать транспортные средства. Военные власти регулировали режим работы предприятий и учреждений, порядок проведения собраний и шествий, работы торгующих организаций и коммунальных предприятий, устанавливали правила отпуска товаров населению. Они контролировали движение населения в местностях, объявленных на военном положении, имели право в административном порядке выселять из этих районов нежелательных лиц. Военное положение на транспорте означало введение воинской дисциплины в системе транспортных ведомств. Рабочие и служащие транспорта наравне с военнослужащими несли дисциплинарную и уголовную ответственность за совершенные проступки и преступления. В исключительных случаях вводилось и осадное положение. Его объявляли в важных в военном отношении городах и районах. Осадное положение характеризовалось по сравнению с военным положением еще более жесткой регламентацией режима. В соответствии с ним вводился комендантский час, строго упорядочивалось и контролировалось передвижение транспорта и населения во время воздушной тревоги, усиливалась охрана общественного порядка. Нарушителей порядка в условиях осадного положения могли привлечь к уголовной ответственности с передачей дела военному трибуналу.

Судебная система в годы войны не претерпела принципиальных изменений. Однако усилилась роль военных трибуналов. Они, как и прежде, рассматривали дела о воинских преступлениях и о всех других преступлениях, совершенных военнослужащими. Однако в местностях, объявленных на военном положении, с самого начала войны трибуналам были переданы и многие дела, входившие в компетенцию общих судов: хищения социалистической собственности, грабежи, разбои, бандитизм, умышленные убийства и некоторые другие. Военные трибуналы создавались при военных округах, фронтах, флотах и армиях, при корпусах и иных соединениях, а также на железных дорогах, в морских и речных бассейнах. Вся система военных трибуналов возглавлялась Верховным Судом СССР, в составе которого действовали Военная, Военно-железнодорожная и Военная воднотранспортная коллегии.