4.4. Основы духовной жизни
«Отец истории» Геродот, в годы своих странствий побывавший в Египте, назвал египтян «самым набожным народом на свете». Для этого у него были все основания. Египтяне преданно, истово почитали своих богов, выполняли неукоснительно все связанные с их культом ритуалы, заботились о своих священных животных. За порядком в богослужении следила многочисленная каста специально посвящённых жрецов, обладавших магической мощью и тайными знаниями. Самые роскошные и монументальные, до сих пор поражающие мир каменные сооружения служили жилищами богов.
Как и в Месопотамии, многочисленные боги египтян сначала были покровителями номов, а затем, после объединения страны, вошли в единый
пантеон, обретая дополнительные функции и свойства, (иногда полностью изменив место и значение в небесной иерархии). Религиозные мифы древних египтян со временем также менялись, не в последнюю очередь благодаря
богословским спекуляциям жрецов.
Главным божеством Древнего Египта во все времена был бог солнца, известный под разными именами: Гор (глава совета богов), Хепри (бог утреннего солнца), Ра (бог полуденного солнца), Атум (бог вечернего солнца), Атон (солнечный диск), и так далее.
Среди многочисленных религиозных мифов важное место в древнеегипетской мифологии занимает эннеада миф о «девятке богов».
Вкратце, суть этого мифа состоит в следующем: в начале начал была водная бездна, безграничный хаос Нун. Посреди этого хаоса вырос островок, на нём появилось золотое яйцо, из которого возникло первое божество Атум (по другой версии на островке вырос и расцвёл лотос, из запаха которого появился бог Ра). Атум, имя которого на языке древних египтян одновременно означало «всё» и «ничего», недолго пребывал в одиночестве. Из самого себя он породил двух богов, ставших первой божественной супружеской парой: Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. От этой пары богов произошли двое других Геб, бог земли и Нут, богиня неба.
Обращает на себя внимание необычное распределение божественных «функций»: ведь в мифологиях других стран земное божество являет собою
женское начало, а небо мужское, что вполне естественно, если мы вспомним, что Земля рождает всё, что на ней может произрасти, после того, как Небо оплодотворяет её своею влагой. Но в Египте небосклон всегда чист! И оплодотворяющая влага идёт не сверху, не от дождевых туч, а только снизу, от самого Нила, отсюда и мужская стать земного божества.
Согласно мифу, Геб и Нут были весьма скандальной парой, они часто ссорились, и их отец, бог Шу, решил наконец разделить их. На многих рисунках, сохранившихся на папирусных свитках, богиня неба Нут
- Новосибирский государственный университет экономики и управления
- ОГЛАВЛЕНИЕ
- Тема 1. Аспекты теории культуры
- Тема 2. Первобытная культура
- Тема 3. Культура Древней Месопотамии
- Тема 4. Культура Древнего Египта
- Контрольные вопросы
- Контрольные вопросы
- Контрольные вопросы
- Контрольные вопросы
- Контрольные вопросы
- Миф об Инанне и Думузи
- 3.4. Наука и просвещение
- Summary
- Контрольные вопросы
- Тема 4. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
- 4.1. Природные условия
- 4.4. Основы духовной жизни
- 4.5. Искусство и наука
- Summary
- Тема 5. КУЛЬТУРА АТИЧНОЙ ГРЕЦИИ
- 5.5. Основы духовной жизни
- 6.3. Социально-политическая структура
- 6.4. Основы духовной жизни древних Римлян
- 6.6. Наука и техника древних римлян
- Summary
- Контрольные вопросы
- Контрольные вопросы
- 9.1. Хозяйственный уклад раннесредневекового Запада
- 9.3. Основы духовной жизни
- 9.4. Литература и искусство раннего средневековья
- 10.2. Смена хозяйственного уклада: аграрная революция и рост городов
- 10.4. Возрождение и Церковь
- Summary
- 11.5. Искусство и наука
- 11.6.Ислам и современность
- Контрольные вопросы
- Контрольные вопросы
- СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ