Древняя Греция. Архитектура, интерьер, скульптура, изобразительное искусство.
В Греции сложились в рамках рабовладельческого общества первые в истории принципы демократии, давшие возможность развиться смелым и глубоким идеям, утверждавшим красоту и значительность человека. В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека — гражданина полиса . История греческого искусства прошла следующие ступени своего развития. гомеровская Греция (12 – 8 вв. до н.э.) – развитие эпоса и появление первых памятников изобразительных искусств. Это вазы «геометрического стиля», украшенные геометрическим орнаментом, нанесенным коричневой краской по бледно-желтоватому фону глиняного сосуда. – —- дипилонские вазы, относящиеся к 9 – 8 вв. до н.э. Использвался растительный и животный орнамент. Скульптура – мелкой пластики культового характера - статуэтки, изображающие богов или героев, делались из терракоты, слоновой кости или бронзы. Монументальная скульптура до нашего времени не дошла, по описаниям древних авторов, основным видом этой скульптуры были так называемые ксоаны — идолы. К 8 в., а возможно еще и к 9 в. до н.э., относятся и древнейшие остатки памятников ранней греческой архитектуры (храм Артемиды Орфии в Спарте, храм в Термосе в Этолии, храм в Дреросе на Крите). Архаика(7 – 6 вв. до н. э.). складывается система архитектурных ордеров, развивается вазопись и намечается путь к изображению в скульптуре прекрасного, гармонически развитого человека, хотя еще очень много условности и схематизма. В архитектуре архаики была создана система архитектурных форм, которая легла в основу всего дальнейшего развития греческого зодчества. Классическим типом греческого храма стал периптер, имевший прямоугольную форму и окруженный со всех четырех сторон колоннадой. Периптер в основных чертах сложился уже во второй половине 7 в. до н.э. Дальнейшее развитие храмовой архитектуры шло главным образом по линии совершенствования системы конструкций и пропорций периптера. В эпоху архаики сложился греческий ордер в двух вариантах — дорическом и ионическом. Развивается чёрнофигурная и краснофигурная вазопись. Типичными для скульптуры архаики были прямо стоящие обнаженные статуи героев, или воинов – куросы. Тип куроса сложился на протяжении 7 и начала 6 в. до н.э. Образ куроса — сильного, мужественного героя или воина — был связан с развитием гражданского самосознания человека. Известна статуя богини победы Ники с острова Делос. Одним из высших достижений архаического искусства конца 6 в. до н.э. были найденные на Акрополе в Афинах прекрасные статуи девушек (кор) в нарядных одеждах. Классика (5 и большая часть 4 в. до н.э.). это период наивысшего расцвета драмы, политического красноречия, архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и вазописи. Художники нашли новые художественные средства для создания монументального искусства, воплотившего в своих образах этические и эстетические идеалы победившей рабовладельческой демократии. Изображение человека во всем богатстве и свободе его действий, поиски обобщенных типических образов, построение реалистической групповой композиции, новое понимание синтеза скульптуры и архитектуры, решительное обращение к сценам из реальной повседневной жизни, особенно в вазописи, стали важнейшими, основными чертами этого периода в развитии классического греческого искусства. Принципы классики получили свое законченное выражение в творениях таких мастеров, как знаменитый афинский скульпторы Мирон, Фидий, Поликлет, зодчие Либон, построивший храм Зевса, Иктин и Калликрат. Был создан уникальный комплекс Акрополя по принципу свободного проектирования, украшенного великолепными скульптурами, живописью, мозаикой. Эллинистический период (конец 4 – 1 в. до н.э.) Эллинистическая архитектура переживала бурный подъем в конце 4 и в 3 в. до н.э., в период возникновения целого ряда новых столиц, с характерным выделением административного и торгового центра города. Храм теперь был лишь частью общего центрального ансамбля, включавшего административные сооружения, базилику, библиотеку, гимнасий и другие постройки. Установился новый принцип архитектурного решения главной площади – агоры, – которая окружалась крытыми портиками, придававшими ей замкнутый характер; такова была, например, агора в Приене. В архитектурные ансамбли вводились произведения монументальной скульптуры – колоссальные статуи и многофигурные группы. В качестве основных парадных магистралей обычно выделялись две пересекающиеся в центре города улицы. Они были значительно шире остальных и архитектурно богаче оформлены. В эллинистическую эпоху были разработаны принципы парковой архитектуры. Великолепными, богато украшенными скульптурой парками славились Александрия и Антиохия. Воздвигались огромные инженерные сооружения, например знаменитый Фаросский маяк в Александрии. Как и в классическую эпоху, скульптура в эпоху эллинизма сохраняла ведущее значение среди других видов изобразительного искусства, хотя и значение живописи в эпоху эллинизма было очень велико, памятники ее в большинстве своем погибли. Самым крупным сооружением эллинистических Афин является храм Зевса Олимпийского. Одним из лучших произведений ранней эллинистической пластики является Знаменитая статуя Ники Самофракийской. Наряду с идущей от Скопаса и Лисиппа героической линией в эллинистической скульптуре Греции важное место занимало направление, восходящее к творчеству Праксителя. Прославленная статуя Праксителя «Афродита Книдская» явилась образцом для многочисленных изображений богини в эллинистическое время. Более важное место в истории античного искусства занимает статуя Афродиты Милосской, автором этого которой был скульптор Александр. Прославленным произведением родосской школы была группа «Лаокоон», выполненная мастерами Агесандром, Полидором и Афинодором около 50 г. до н.э. Прогрессивная роль греческого реализма в общих чертах может быть сведена к следующим моментам. Во-первых, в греческом искусстве раньше, чем где бы то ни было, была всесторонне раскрыта в художественно совершенных образах физическая и духовная красота реального человека. Во-вторых, в греческом искусстве основным содержанием впервые в истории стало реалистически правдивое отражение основных задач и противоречий жизни общества. В-третьих, огромным завоеванием явилось утверждение светской общественно-воспитательной роли искусства, лишь по форме носившего часто культовый характер.
- Стиль, стилевое направление и стилизация
- Древний Египет. Архитектура, интерьер, скульптура.
- Древняя Греция. Архитектура, интерьер, скульптура, изобразительное искусство.
- Искусство древнего Рима
- Византия. Архитектура, интерьер, предметы искусства, скульптура, живопись.
- Романский стиль. Архитектура, интерьер, предметы искусства, скульптура, живопись. Примеры.
- Готический стиль. Архитектура, интерьер, предметы искусства. Примеры.
- Эпоха Возрождения. Периоды. Архитектура, интерьер.
- Стиль Барокко. Архитектура, интерьер, живопись, скульптура.
- Рококо. Интерьер, предметы искусства, живопись.
- Классицизм в искусстве 18 века