logo
Вопросы и ответы к экзамену

3.Этногенез славян. Теория пассионарного толчка л.Н.Гумилёва

Этнос ? естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения, коллектив людей. Существующий как энергетическая система, противопоставляющая себя всем другим таким коллективам исходя из ощущения комплиментарности.

Комплиментарность ? ощущение подсознательной взаимной симпатии или антипатии особей определ?нного деления на своих и чужих.

Этногенез ? момент возникновения и весь процесс исчезновения этнической системы под влиянием энтропийного процесса (необратимый процесс потери энергии), потерей пассионарности.

Пассионарность как энергетический избыток биохим. энергии живого существа обратный вектору инстинкта и определ?нная способность сверх напряжению.

Фазы этногенеза:

1.Пассионарный подъ?м. Стабильное напряжение уровня пассионарности и всей системы в целом, всплеск энергии. 2.Акматическая фаза. Колебения пассионарного напряжения в этническое пространство на предельном уровне. 3,Фаза надлома. Происходит снижение пассионарности которая сопровождается снижением уровня пассионарности и раскол этнического поля. 4.Фаза инерции. Общее снижение пассионарности. 5.Фаза обскурации. Продолжение снижения пассионарности и происходит исчезновение этногенеза как системы. 6.Мемориальная фаза. Воспоминание об этносе.

Л.Н. Гумилев (1912-1992). В результате анализа описанных в истории народов и цивилизаций он пришел к выводу, что развитие всех этносов - этногенез - подчиняется объективным законам. Он открыл и описал законы, по которым этносы рождаются, достигают расцвета, стареют и умирают. На смену одним приходят другие этносы, часто с теми же именами в истории. Накладываясь на периоды социально-исторического развития, фазы этногенеза влияют на конкретный ход истории в каждой конкретной стране.

К истории этноса, считает Л.Н. Гумилев, необходимы методы, применяемые в естественных науках. Для изучения исторического процесса Гумилев предложил три основных параметра. Первый параметр ? это пространство. Каждый этнос неразрывно связан с определенной природной средой, ?кормящим ландшафтом?, который диктует людям определенные правил поведения, объединяет их, делает непохожими на других. Второй параметр ? время. У каждого этноса, как и у каждого человека, есть предки, потомки, прошлое и будущее. Третий параметр ? собственно этнос, т.е. коллектив людей, руками которых творится история. В истории этносов, народов, как и в истории видов, считает ученый, мы сталкиваемся с тем, что время от времени на определенных участках земли идет абсолютная ломка, когда старые этносы исчезают и появляются новые.

Ученый критически рассмотрел все попытки определения самого понятия ?этнос? по какому-нибудь одному фактору. Он доказал, что в разные времена религия, хозяйственный быт, общность языка или государственное объединение могут попеременно играть роль стержня, скрепляющего этнос, но соотношение всех этих признаков со временем изменяется, и ни один из них не может быть назван первым, основным.

В природе под воздействием изменившихся внешних условий резко меняется генофонд живых организмов. Это изменение называется мутацией. Благодаря мутации возникают новые виды животных или растений, более приспособленные к новой сред обитания. Гумилев считал, что те же процессы идут и в обществе: новые этносы, как и новые вид появляются вследствие мутации. Когда изменяются условия существования этноса, происходит так называемый этнический толчок (мутация или пассионарный толчок). Он приводит к рождению некоторого количества людей с новым генетическим признаком ? пассионарностью, что, по определению ученого, является ?врожденная способность организма абсорбировать энергию внешней среды и выдавать ее в виде работы?, т.е. с биологической установкой прожить бурную, яркую жизнь, увлечь народ на достижение высокой цели и для этого не жалеть ни себя, ни других. Таких людей Гумилев называет пассионариями. Это они, по мнению ученого, организуют далекие походы, из которых возвращаются немногие. Это они борются за покорение народов, окружающих их собственный этнос, или, наоборот, сражаются против захватчиков. В числе таким пассионариев были, например, Александр Македонский, Жанна д?Арк. На Руси пассионарной личностью, по мнению Гумилева, был Александр Невский.

Этнический (пассионарный) толчок и появление пассионариев знаменуют начало этногенеза ? становления нового этноса. ?Этногенез, - пишет Л.Н.Гумилев, - есть прежде всего процесс активной адаптации человеческих коллективов в среде.

Л.Н.Гумилев глубоко и всесторонне разработал весь процесс этногенеза, от его начала и до конца, описал фазы этногенеза, привел их в стройную систему.

Пассионарный толчок приводит к возникновению из нескольких этнических субстратов (обычно, 2-3-х) нового этноса. Возникший этнос в своем развитии проходит следующие фазы: 1) фазу подъема, которая имеет инкубационный и явный периоды; 2) акматическую фазу; 3) фазу надлома; 4) фазу инерции; 5) фазу обскурации; 6) мемориальную фазу. Если этнос успешно преодолевает все эти фазы, он превращается в реликт и может существовать неопределенно долго, пока соседи не нарушат его состояние, совершив против него агрессию.

Этносы имеют разные возрасты в зависимости от того, в какой фазе своего этногенеза они находятся. Поведение этноса и составляющих его людей меняются в зависимости от возраста этноса.

Был проведен анализ теории пассионарного толчка Л.Н. Гумилева, на основе его работ были выявлены основные черты. Базой его работы является развитие народов (этносов). Этот процесс имеет биологическую природу и протекает не линейно, а циклически. Этносы рождаются, проходят определенные фазы своего развития (если повезет) и исчезают, а на их месте, в свою очередь, появляются новые этносы. Для объяснения этих циклических процессов Л.Н. Гумилевым была разработана теория ?пассионарных толчков?, в которой он утверждает, что движущей силой истории этносов является так называемая пассионарность, то есть наличие в человеческих сообществах особых индивидуумов, обладающих крайне высокой степенью социальной активности (т.н. пассионариев). Л.Н. Гумилев считает, что пассионарность имеет генетическую природу, а географическая локализация наиболее известных истории вспышек этногенеза позволила ему сделать вывод о возможных внешних причинах этого феномена (космической энергии).