Литургическое(клиросное) направление
В традициях богослужебного пения в настоящее время работают о. Сергий Трубачев, о. Матфей (Мормыль), протоиерей Ник. Ведерников, композитор Владимир Мартынов. Традиционными для данного направления жанрами являются:
литургия (В. Мартынов «Строчная литургия, широкое распространение в клиросной практике, Н. Ведерников «Литургия» 1970);
всенощное бдение (Н. Ведерников, «Всенощное бдение» на старинные распевы);
гимноканонические песнопения (о. Сергий Трубачев «Задостойники и припевы», О. Матфей – переложения ирмосов);
прикладные песнопения (В. Калистратов, Н. Лебедев, В. Рябов – осваивают заменный распев).
Для стилистики сочинений клиросной традиции характерно:
переложения древних распевов (о. Сергий в стилистике Кастальского);
обработки древних распевов, где распев, по древнерусской традиции звучит в среднем голосе (Мартынов);
поворот к модальному многоголосию (о. Сергий);
согласованное взаимодействие канонического текста и музыкальной формы;
использование нессиметричного ритма, часто без указания тактовой черты (В. Мартынов, о. Сергий);
ограниченные рамки звукоряда;
- диатоника (Ведерников);
в основе формообразования – лежит попевка (Мартынов);
гармония, основанная на интервальном принципе (Мартынов);
использование полифонических приемов (Ведерников, «Чтобы хор пел»);
сосредоточенность, вдумчивый отбор средств музыкальной выразительности в сочетании с глубокой выразительностью
строгость, аскетичность, внутренняя созерцательность в молении, минимализм;
сочетание канонического и глубоко индивидуального начала.