Духовно-концертное направление
Характеризуется стремлением композиторов создать концертно-духовные сочинения, основанные на глубоком религиозном переживании, навеянные древними песнопениями и распевами; какапельному пению примыкают вокально-симфонические (вокально-инструментальные жанры, а также духовные жанры в симфоническом воплощении). Духовно-концертная традиция охватывает жанры как православного так и католического обряда, на канонические и поэтические тексты, в чистом виде либо в синтезированном. Включает разнообразные жанры, многие из которых обнаруживают стремление композиторов к созданию многочастных циклов:
литургия; «Авторская» (а не обиходная) литургия - явление не новое: известны литургии П. Чайковского, А. Кастальского, М. Ипполитова-Иванова, К. Шведова, С. Рахманинова, П. Чеснокова, А. Гречанинова, А. Никольского и других более или менее известных авторов, предложивших свое музыкальное толкование этого «храмового действа». Однако жанр литургии как целостного церковного произведения ‑ достояние немногих композиторов, и чаще встречаются отдельные песнопения, входящие в этот цикл. (Н. Сидельников «Литургия св. Иоанна Златоуста»/ «Литургический концерт в двух ораториях.), литургии Н. Лебедева, В. Успенского, Г. Белова «Концертная литургия», А. Киселев ««Литургия св. Иоанна Златоуста» из 18 частей, А. Рыбников «Литургия оглашенных». Современная литургия, в отличие от литургий предшествующего времени, может приобретать специфические жанрово-смысловые признаки,хроматизированнуюзвуковысотность, диссонантные гармонии, смелые артикуляционно-динамические приемы, подчеркнутые своеобразной ритмикой.
всенощное бдение; в современном хоровом искусстве наблюдается активное возрождение настоящего жанра после 85-летнего перерыва. Другая сторона современного духовно-музыкального творчества ‑ создание циклов, которые и по музыкальному образу, и по технике композиции имеют не богослужебный, а концертный облик. Такова Всенощная Георгия Дмитриева, записанная в исполнении Большого хора Российской Академии хорового искусства под управлением Виктора Попова (1998).
духовная кантата с сопровождением ((Ю. Буцко «Литургическое песнопение», «Цветник» ‑ в«Песнопение»композитором включены канонические молитвы «Отче наш» (2 часть), «Богородице Дево» (6), «Господи и Владыко животу моему» (4); Н. Сидельников «Псалмы»);
духовный концерт, как а капелла, так и с сопровождением ‑ «Псалмы Давида» Е.Подгайца, «Оратория Псалмов» В. Рубина. Художественная вершина в этом жанре ‑духовные концерты А. Шнитке (напр. «Концерт на стихи Г. Нарекаци»). Духовный концерт с сопровождением представлен в творчестве В. Успенского(«Господи, воззвах к тебе» для см. хора и симф. оркестра), а также С. Губайдуллиной («Из Часослова»);
реквием (в творчестве А. Пащенко, Б. Тищенко (на слова А. Ахматовой), А. Шнитке, Э. Денисова, С. Слонимского(на лат. Тексты), В. Артемова (лат.тексты). Для жанра реквиема характерно обращение к трагическим моментам истории – тема ВОВ, тема репрессий, а также к глубоким вопросам бытия. В современных реквиемах возможно совмещение(либо преломление) нескольких трактовок: 1) на латинские канонические тексты; 2) свободная, сочетающая канонические тексты с поэтическими авторскими текстами.
месса (Г. Дмитриев «Меssain D»);
многообразные крупные ораториальные формы, которые по своему тематическому и смысловому наполнению могут относится к музыкальномужитию или евангельским историям. Сюда же примыкает жанр русских пассионов или страстей (В. Мартынов «Русские страсти» – реконструкция архаических песнопений, со стремлением к практическому возрождению монодийного пения, строчного многоголосия, традиций древнерусского церковного пения; А. Ларин «Русские страсти»; Э. Денисов «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа»);
жанры, не имеющие аналогов в хоровой практике (Г. Дмитриев «Завещание Н. В. Гоголя»)