3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент знать:
конкретно-исторические особенности появления отечественных архивов;
процесс их создания, развития и эволюции;
историю и пути формирования документальных комплексов современных государственных архивов России;
основные понятия и термины, используемые при изучении архивов России;
структуру крупнейших архивов России, состав и содержание основных комплексов документов;
основные группы документов, которые откладывались в архивах в период функционирования фондообразователя;
особенности процессов комплектования, описания, систематизации и использования в работе отечественных архивов;
процесс формирования системы государственного управления российскими архивами;
генезис и особенности функционирования государственных, негосударственных и личных архивов в прошлом и на современном этапе;
место отечественных архивов в системе государственного управления и историко-культурного наследия.
По завершении курса студент должен уметь:
выделять общее и особенное в развитии и деятельности отечественных архивов;
устанавливать информационные связи документов фондообразователя;
определять внутреннюю систематизацию документов, выработанную фондообразователем;
проводить историко-компаративный анализ научных трудов историков отечественного архивного дела;
применять полученные знания в практической архивной работе.
В результате изучения курса студент должен владеть:
основными навыками оценки и анализа деятельности отечественных архивов;
методикой написания научно-исследовательских работ по истории архивов и архивного дела;
практическими навыками по организации работы современных архивов.
Предмет курса - история и организация архивов с IX в. до начала XXI в. В лекционном курсе основное внимание уделяется становлению и развитию архивов как специфического феномена отечественной истории и культуры, показан процесс их непрерывного развития и совершенствования на протяжении всей истории России. Важной особенностью курса является то, что история Отечественных архивов дана в тесной связи с общими тенденциями исторического развития российского общества и государства.
Структурно курс лекций построен по хронологически-проблемному принципу и состоит из двух разделов: История архивов России в IX – нач. XX вв. и История архивов России в новейшее время.
Общие проблемы архивоведения в лекциях даны в минимальном объеме, т.к. в соответствии с учебным планом студенты слушают отдельные курсы по теории и методике архивного дела. Акцент сделан на изучение новейшей литературы и наиболее важных проблемных дискуссий, связанных с историей отечественных архивов и архивного дела.
Основным методом изучения и изложения учебной дисциплины избран историко-логический, помогающий осмыслить историю отечественных архивов в чёткой временной последовательности, с выделением ключевых моментов. Кроме того, методами изучения дисциплины: работа с опубликованными источниками и литературой, а также анализ конкретных документальных комплексов с целью выявления наиболее общих моментов в организации отечественных архивов, дифференцированный подход к различным группам документов.
Представленный в конце программы список источников и литературы включает документальные публикации, мемуары, научные труды, учебные пособия, справочники, отражающие современное состояние истории архивов России, а также степень разработанности проблем, предлагаемых в курсе лекций.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||||||
|
|
|
| ||||||
Аудиторные занятия (всего) |
|
|
|
|
| ||||
В том числе: |
|
|
|
|
| ||||
Лекции | 48 | 5 | 6 |
|
| ||||
Практические занятия (ПЗ) |
|
|
|
|
| ||||
Семинары (С) | 24 | 5 | 6 |
|
| ||||
Лабораторные работы (ЛР) |
|
|
|
|
| ||||
Самостоятельная работа (всего) |
|
|
|
|
| ||||
В том числе: |
|
|
|
|
| ||||
Курсовой проект (работа) | 21 |
| 6 |
|
| ||||
Расчетно-графические работы |
|
|
|
|
| ||||
Реферат |
|
|
|
|
| ||||
Другие виды самостоятельной работы (пишем, какие есть у нас) |
|
|
|
|
| ||||
Проведение контрольных работ | 32 | 5 | 6 |
|
| ||||
Проверка контрольных работ | 42 | 5 | 6 |
|
| ||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) |
|
|
|
|
| ||||
зачёт (итоговая письменная аттестация) | 28 | 5 |
|
|
| ||||
экзамен (итоговая письменная аттестация) | 28 |
| 6 |
|
| ||||
Общая трудоёмкость часы зачетные единицы | 223 |
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
- Цели и задачи дисциплины:
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 5. Содержание дисциплины.
- 5.1. Содержание разделов дисциплины. Введение.
- Раздел I. История архивов России до февральской революции 1917 г.
- Тема 1. Архивы в Древнерусском государстве и в период феодальной раздробленности Руси.
- Тема 2. Архивы Русского централизованного государства XVI – XVII вв.
- Тема 3. Архивное дело и архивы Российской империи в XVIII в.
- Тема 4. Архивы в первой половине XIX в.
- Тема 5. Архивы во второй половине XIX в.
- Тема 6. Архивы в конце XIX – начале XX вв.
- Раздел II. История архивов России в новейшее время (XX – XXI вв.).
- Тема 1. История архивов и архивного дела в первые революционные годы (1917-1921 гг.).
- Тема 2. Процесс централизации управления архивами и архивным делом в рсфср (1922 - 1929 гг.).
- Тема 3. Завершение создания командно-административной системы управления архивами и архивным делом (1929 -1938 гг.).
- Тема 4. Архивы накануне и в период Великой Отечественной войны (1938 -1945 гг.).
- Тема 5. История архивов и архивного строительства в послевоенный период и в период «оттепели» (1945 - нач. 1960-х гг.).
- Тема 6. Отечественные архивы и архивное дело в 1960-е - 1980-е гг. Тупики и альтернативы.
- Тема 7. Отечественные архивы, наука об архивах и архивное дело на современном этапе. Итоги и перспективы.
- 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
- Раздел I. История архивов России до февральской революции 1917 г.
- 1 .Источники (опубликованные).
- 1. 1. Обязательные.
- Дополнительные.
- Справочно-информационные издания.
- 3. Литература обязательная.
- 3.1. Учебная.
- 3.2. Научная.
- 4. Литература дополнительная.
- 4.1. Учебная.
- 4.2. Научная.
- 5. Ресурсы Интернет
- Раздел II. История архивов России в новейшее время (XX – XXI вв.).
- 1. Источники обязательные.
- 1.1. Федеральные законы Российской Федерации.
- Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
- 1.3. Сборники нормативно-правовых актов.
- Источники дополнительные.
- 3. Литература обязательная.
- 3.1. Учебная.
- 4. Литература дополнительная.
- 4.1. Учебная.
- 4.2. Научная.
- Справочные и информационные издания.
- Ресурсы Интернет.
- Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
- Раздел 1. История архивов России до февральской революции 1917 г.
- Раздел II. История архивов России в XX – XXI вв.