39. Формирование однопартийного политического режима (1917-1940 гг.)
Большевики пришли к власти на основе лозунга “Вся власть Советам!”. В. И. Ленин исходил из того, что при буржуазном государстве, даже демократическом, неизбежно отчуждение народа от власти. А Советы как порождение самих масс и как органы прямой и непосредственной демократии народа более демократичны, чем любые представительные учреждения буржуазной демократии.
При создании Советского государства не было реализовано такое завоевание цивилизации как разделение властей — законодательной, исполнительней и судебной. В данном случаи Ленин исходил из теории К. Маркса и Ф. Энгельса, которые создали идеальную модель пролетарского государства — коммуны, совмещающей и себе функции трех ветвей власти.
Довольно скоро, однако, практика показала их несоединимость. Судебная власть, оставаясь подконтрольной Советам, была выделена в особую сферу. Практика показала также, что управление обществом является сложной задачей, требует подготовленных специалистов. В России же для широких масс были характерны низкий культурный уровень и отсутствие управленческих навыков.
Благодаря тому, что идея Советов пустила глубокие корни в народном сознании, Советская власть сравнительно легко установилась на всей территории страны. Вершину этой организации составляли Всероссийский съезд Советов как верховная государственная власть, в период между съездами — ВЦИК. Высшим органом исполнительней власти и управления был Совнарком, наделенный к тому же и законодательными функциями.
Вскоре стало очевидным, что столь массовые форумы, как съезды Советов (до 2-х тысяч делегатов), слишком громоздки для рабочего органа. Поэтому ВЦИК, по сути советский парламент, наделялся почти всеми полномочиями Всероссийского съезда Советов. В свою очередь ВЦИК, собиравшийся на десятидневные сессии раз в квартал, все более утрачивал свои властные функции, уступив их назначаемому им же Совнаркому, т.е. правительству. Совнарком занял центральное место в структуре высших советских учреждений.
В Советах же зарождается и прогрессирует бюрократизм, происходит снижение их роли. Это объясняется рядом причин:
1) Национализация промышленности и огосударствление всей экономической жизни привели к разбуханию управленческого аппарата. Низкий культурный уровень народа не позволял справляться с громадным объемом властных и управленческих функций. Поэтому пришлось прибегнуть к услугам старых чиновников.
2) В Советах утвердилось монопольное положение большевистской партии. Внутри Советов затухала политическая жизнь, падал их авторитет как органов власти.
Став правящей большевистская партия вступила на путь соединения с государством. Это привело к подчинению государственных структур партии. Партийные органы стали подменять советские органы. Этот процесс шел параллельно с тенденцией превращения диктатуры пролетариата в диктатуру партии. В условиях однопартийной системы Советы превратились в придаток партии.
Ленин пришел к выводу, что расчет на Советы как органы народовластия и самоуправления народных низов из-за их неподготовленности к управлению государством не оправдался. Потому он разрабатывает новую концепцию советской государственности. Суть ее в том, что в центр политической системы он уже ставит не Советы, а коммунистическую партию как руководящую и ведущую силу общества. Советы же оказываются лишь рычагом в руках партии для управления государством. Так возникает теоретическое обоснование монопольной власти партии, не ограниченной никакими сроками. Следовательно, если раньше, по расчетам, большинство через Советы управляет государственными делами и осуществляет диктатуру пролетариата, то теперь руководящее меньшинство делает это от имени большинства. А это ведет к принуждению и насилию против значительных слоев самих трудящихся.
После окончания гражданской войны стали формироваться начала авторитарного политического режима. Авторитаризм отличается строго иерархической структурой власти. Даже при наличии в экономической сфере разнообразия форм собственности он не допускает никаких оппозиций. Авторитарный политический режим 20-х гг. мог быть эффективным лишь при безусловном авторитете вышестоящих инстанций по отношению к нижестоящим. Авторитет достигался последовательностью, четкостью, непротиворечивостью спускаемых сверху указаний.
Между тем в 20-е гг. народное хозяйство в своей основе оставалось рыночным, подверженным колебаниям. Кризисные сбои в работе экономического механизма приводили к появлению в партийном руководстве различных оценок причин хозяйственных затруднений, предложений о путях их преодоления. Это вело к возникновению в партии группировок, борьба которых способна была парализовать авторитарный режим. Объективно возникало противоречие между авторитарным режимом и плюралистической экономикой.
Противоречие снималось присутствием на вершине партийно-государственной пирамиды харизматического лидера — Ленина. Перед ним склоняли головы самые амбициозные большевистские руководители. Вождь служил своеобразным компенсатором отсутствия демократического механизма принятия решений, учета прав меньшинства. Опираясь на свой непререкаемый авторитет, Ленин добивался согласия противоборствующих сторон, интегрировал различные точки зрения, имел возможность проводить последовательный политический курс.
Положение резко изменилось после его смерти. Авторитарный режим остался без авторитарного вождя.
В сложившихся условиях реальная власть в партии и государстве принадлежала группировке, контролировавшей партийный аппарат. Следовательно, та или иная объективно возникавшая “фракция” для того, чтобы утвердить свою позицию, должна была, в свою очередь, овладеть партаппаратом, т.е. бороться за власть. Это придавало внутрипартийным дискуссиям крайнюю ожесточенность. С другой стороны, в условиях переплетения партийной, государственной, хозяйственной властей борьба претендентов за лидерство неизбежно принимала форму соперничества конкурирующих социально-экономических программ. После каждого раунда внутрипартийной дискуссии (1923—1924 гг. — борьба с “троцкистами”, 1925 г. — борьба с новой оппозицией — сторонниками Каменева-Зиновьева, 1926—1927 гг. — борьба с объединенной “троцкистско-зиновьевской” оппозицией, 1929—1930 гг.—борьба с “правым уклоном”, т. е. с Бухариным, Рыковым, Томским) число потенциальных “наследников Ленина” уменьшалось. Все отчетливее стали вырисовываться контуры нового вождя — Сталина И.В. (1879—1953 гг.) Он начал целенаправленную борьбу за власть еще до смерти Ленина и уже в 1925 г. завоевал положение не только официального, но и “неформального” вождя.
Борьбу за власть Сталин провел руками своих конкурентов. Сначала при помощи Каменева и Зиновьева был изгнан из руководства партии Троцкий, затем Каменев и Зиновьев были устранены с помощью Бухарина, Рыкова и Томского, а также Кирова, Орджоникидзе, Микояна и других и, наконец, были удалены при полной поддержке остальных членов Политбюро, секретарей ЦК сами Бухарин, Рыков, Томский.
Таким образом, в конце 20-х гг. внутри партии Сталин одерживает победу над своими политическими противниками. В стране формируется тоталитарный режим, основные черты которого сложились в 30-е гг.
К ним можно отнести:
1) однопартийность. Лишь одна партия имеет монопольное право на политическую деятельность. Эта единая политическая организация отождествляет себя с государством и сливается с ним;
2) официальную идеологию. Единственная партия в обществе имеет на вооружении идеологию, которой она придает статус единственного авторитета, официальной государственной истины. Эта партия ставит своей целью полностью взять под свой идеологический и политический контроль все общество в целом;
3) исключительное право государства на руководство всеми средствами массовой информации для распространения официальной идеологии;
4) абсолютную власть верховного правителя. Устанавливается режим личной власти Сталина. Происходит периодическое перетряхивание кадров партократии. Вместе с тем Сталин выражал интересы партийного аппарата и его абсолютная власть опиралась на него. В обществе возникает новый господствующий класс — номенклатура, т. е. политическая бюрократия. Ей принадлежит монополия власти во всех сферах общественной жизни. Сердцевиной номенклатуры является аппарат господствующей партии;
5) административно-командную систему в экономике. Для нее характерно постоянное оперативное руководство производством из центра и неукоснительное выполнение плановых директив;
6) террор. Любая деятельность становится государственной и подчиненной идеологии. Поэтому любое прегрешение в хозяйственной или профессиональной сфере превращается в прегрешение идеологическое. Чтобы пресечь в корне недовольство, уничтожить возможность любой, даже потенциальной опасности создается разветвленная карательно-осведомительная система. (В стране по разным данным было репрессировано от 4 до 20 млн. человек).
Каждый член общества был вовлечен в иерархическую систему идеологизированных организации: в партию, комсомол, Советы, профсоюзы, ДОСААФ и др. Население поддерживалось в состоянии повышенной мобилизационной готовности. Это достигалось путем сменявших друг друга массовых пропагандистских кампаний, волн массового террора, показательных судебных процессов над “врагами народа”.
Широкое распространение получило внеэкономическое принуждение. В 1939 г. для колхозников были введены нормы трудодней, за невыполнение которых отбирались приусадебные участки. Чтобы крестьяне не бежали из деревни, в 1940 г. на все города и поселки городского типа распространили паспортный режим и обязательную прописку паспортов. Но крестьянам их не выдавали. Рабочих и служащих стали предавать суду за три прогула в месяц (1938 г.) и опоздания на работу (1940 г). Летом 1940 г. рабочие и служащие были прикреплены к своим рабочим местам — им было запрещено самовольно менять место работы.
Таким образом, завершается процесс формирования политической системы в СССР. Он начался с лозунга “Вся власть Советам!”, который подразумевал самое широкое участие трудящихся масс в управлении государством, и закончился оформлением тоталитарного режима, когда партия была поставлена в исключительное положение. Партия сливается с государством, государство идеологизируется, экономика — огосударствливается, проводятся массовые репрессии. Все население ставится под контроль государства: и действия людей, и их мысли.
- 1. Предмет и задачи вузовского курса Отечественной истории
- 2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс
- 3. Древние народы на территории России. Ранние башкиры
- 4. Древнерусское государство (Киевская Русь): предпосылки образования, расцвет, причины распада
- 5. Роль религии в становлении государственности и культуры
- 6. Взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами
- 7. Удельный период в истории России (XII-xvIвв.)
- 8. Борьба за независимость русских земель против агрессии с Запада и Востока (XIII в.)
- 9. Башкортостан в IX-XV вв
- 10. Культура Древнерусского государства
- 11. Возвышение Москвы и завершение формирования Российского централизованного гос-ва (XIV-xvIвв.)
- 12. Эпоха Ивана Грозного
- 13. «Смутное время» в России. Эволюция государственности в XVII в
- 14. Внешняя политика России в XVI-XVII в
- 15. Присоединение Башкирии к Русскому государству
- 16. Внешняя политика Петра I. Провозглашение России империей
- 17. Военная реформа Петра I и реформы органов управления
- 18. Социальная и экономическая политика Петра I
- 19. Эпоха дворцовых переворотов и укрепление позиций дворянства
- 20. Внутренняя политика эпохи «просвещенного абсолютизма» Екатерины II
- 21. Внешняя политика России во второй половине XVIII в
- 22. Попытки модернизации гос-го строя России в первой полов. XIX в. Сперанский м.М., Новосильцев н.Н
- 23.Общественные движения в России в первой половине XIX в
- 24. Соц.-экон. Развитие России в первой половине XIX в. Кантонная система управления в Башкортостане
- 25. Внешняя политика России в первой половине XIX в. Участие Башкортостана в Отечественной войне 1812 г
- 26. Реформы 60-70-х годов XIX в. И их историческое значение
- 27. Социально-экономическое и политическое развитие страны в пореформенный период (60—80 -е гг. XIX в)
- 28. Внешняя политика России во второй половине XIX в
- 29. Экономическая политика с.Ю. Витте и аграрная реформа п.А. Столыпина
- 30. Революция 1905-1907 гг. В России и ее особенности
- 31. Внешняя политика России в конце XIX -начале XX вв
- 32. Образование политических партий в России (конец XIX— начале XX)
- 33. Исторический опыт российского парламентаризма (1906-1917 гг.)
- 34. Февральская революция 1917 г. И свержение самодержавия
- 35. Россия от февраля до октября 1917 г. Альтернативы развития страны
- 36. Октябрьская революция и установление Советской власти
- 37. Гражданская война в России (1918-1920 гг.)
- 38.Образование автономии Башкортостана
- 39. Формирование однопартийного политического режима (1917-1940 гг.)
- 40. Социально-экономическая и национальная политика советского государства (1921-1941 гг.)
- 41. Культурное строительство в ссср (1921—1941 гг.)
- 42. Советское государство и мир (1921—1941 гг.)
- 43. Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг
- 44. Итоги и уроки мировой и Великой Отечественной войны. Вклад Башкортостана в Великую Победу
- 45. Общественно-политические процессы в ссср в 1945 - 1984 гг
- 46. Социально-экономическое положение страны (1945 - 984 гг.)
- 47. Внешняя политика Советского Союза в 1945 - 1984 гг
- 48. Перестройка и распад ссср (1985 - 1991 гг.)
- 51. Основные направления внешней политики России в новой геополитической ситуации (1991-2005 гг)
- 52. Башкортостан в конце хх-хх1 в