41. Культурное строительство в ссср (1921—1941 гг.)
Крайней противоречивостью отличался процесс культурного развития, когда пришлось преодолевать форсированными методами относительную отсталость России от развитых капиталистических стран, разрыв в уровне культуры между социальными слоями населения, между различными народами страны.
Впечатляют количественные показатели в области просвещения. Если до революции более 70 % взрослого населения страны было неграмотным, то уже к 1927/28 учебному году грамотное население городов составляло около 80 %, села — более 43,3 %. В годы первых пятилеток решались задачи перехода к обязательному начальному и семилетнему обучению детей школьного возраст. К 1937 г. Советский Союз вышел на 1-е место в мире по числу учащихся, по темпам и объему подготовки специалистов.
Но издержки форсированных темпов культурного строительства во многом обесценивали массовость школьного образования, успехи в формировании новой интеллигенции, достижения в области литературы и искусства. Главным качеством интеллигенции считалась не образованность, а то, что “она готова служить народам СССР верой и правдой. Не была достигнута главная цель культурных преобразований — подлинная цивилизованность общества. Видимо, оказалась недостижимой и утилитарная задача — формирование новой социалистической личности, человека нового типа.
Сложной и важной проблемой в послереволюционной истории отечества являлась национальная политика Советского государства. Основы ее были заложены еще до Октябрьской революции, когда в работах теоретиков марксизма и в программных документах РСДРП были намечены пути решения национального вопроса, предполагавшие равенство наций и языков, право на самоопределение, широкую областную автономию.
С первых дней советской власти складывалось многонациональное государство, которое строилось как федерация республик:
РСФСР, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана. В состав РСФСР входили 8 автономных республик и 11 автономных областей. В марте 1922 г. Грузия, Армения, Азербайджан заключили договор об образовании Закавказской Социалистической Федерации Советских Республик (ЗСФСР).
В ходе дискуссий по вопросам национально-государственного строительства возобладала точка зрения В.И. Ленина, считавшего что необходимо объединить независимые советские республики в единый государственный союз. Это помогло бы укрепить обороноспособность, восстановить экономику и создать единый плановый народнохозяйственный комплекс, ускорить социальное и культурное развитие всех народов. Формой такого объединения должна была стать федерация, построенная на принципах добровольного согласия республик. Федерация могла лучше учесть интересы и национальные различия республик и наладить сотрудничество народов, преодолев тяжелое национальное наследие.
Имелись и другие точки зрения на будущее многонациональное государство: конфедерация (форма государственного устройства, когда образующие конфедерацию государства полностью сохраняют свою независимость и создают некоторые объединенные органы для координации определенных действий), унитарное государство (территория подразделяется только на административно-территориальные единицы — губернии, области, районы и т. д.). Комиссия под председательством И. В. Сталина подготовила проект, в основе которого лежала идея “автономизации”, то есть вхождения республик в состав РСФСР на правах автономии. После острых дискуссий в основу проекта Союзного договора легли ленинские идеи о федерации.
30 декабря 1922 г. был созван I съезд Советов СССР, который утвердил Декларацию об образовании СССР и Союзный договор, избрал союзный ЦИК и СНК. И съезд Советов СССР в 1924 г. принял первую Конституцию СССР.
В процессе продолжающегося национально-государственного строительства происходит национальное размежевание и образование новых республик. В 1925 г. в состав СССР вошли Узбекская ССР и Туркменская ССР, входившие до этого в состав Туркестанской АССР (апрель 1918 г. – октябрь 1924 г.). В 1929 г. была образована Таджикская ССР (с октября 1924 г. до октября 1929 г. входила в состав Узбекской ССР на правах автономии), вступившая в состав СССР. К 1941 г. союзных республик стало 16, автономных республик — 20, автономных областей — 9, национальных округов — 10.
В решении национального вопроса в последующие десятилетия имелись значительные достижения: преодолевались национальное недоверие и вражда, ускорились развитие национальных экономик и социальный прогресс, развивались национальные культуры и шло их взаимообогащение, стала формироваться интернационалистская психология.
Однако, формально придерживаясь прежней линии в национальном вопросе, Сталин и его окружение на деле все дальше стали отходить от намоченного курса. В результате в национальных отношениях возникли серьезные проблемы: под предлогом борьбы с буржуазной идеологией имело место избиение национальной интеллигенции, борьба с религией перерастала в борьбу с национальной культурой, насильственно изменялась национальная графика, что создавало трудности в образовании, оживлялись великодержавный шовинизм и национализм. В годы Великой Отечественной войны и позже репрессии обрушились на целые народы. Политика тоталитаризма пагубно сказалась на судьбе не только нерусских народов, но и самого русского народа, на его культуре.
В СССР к концу 30-х гг. сложилась целостная общественная система которую можно определить как “государственный социализм”. Социализм, т.к. произошло обобществление производства, упразднение частной собственности. Государственный, т. к. обобществление было не реальным, а иллюзорным: функции по распоряжению собственностью и политическая власть оказались отчужденными от большинства народа и осуществлялись партийно-государственным аппаратом и лично Сталиным.
Главной исторической задачей, которая была объективно решена в этот период, был форсированный завершающий рывок от “аграрного общества к индустриальному”.
На выбор Россией наиболее жесткого варианта социально-политического развития повлияли не только конкретная обстановка в стране и в мире в 20-х—30-х гг., но также революционные (особенно военно-коммунистические) и многовековые российские традиции, связанные с гипертрофированной ролью государства, несформированностью гражданского общества, сложившимся “антилиберализмом” массового общественного сознания и преобладанием в нем уравнительно-коллективистких начал.
- 1. Предмет и задачи вузовского курса Отечественной истории
- 2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс
- 3. Древние народы на территории России. Ранние башкиры
- 4. Древнерусское государство (Киевская Русь): предпосылки образования, расцвет, причины распада
- 5. Роль религии в становлении государственности и культуры
- 6. Взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами
- 7. Удельный период в истории России (XII-xvIвв.)
- 8. Борьба за независимость русских земель против агрессии с Запада и Востока (XIII в.)
- 9. Башкортостан в IX-XV вв
- 10. Культура Древнерусского государства
- 11. Возвышение Москвы и завершение формирования Российского централизованного гос-ва (XIV-xvIвв.)
- 12. Эпоха Ивана Грозного
- 13. «Смутное время» в России. Эволюция государственности в XVII в
- 14. Внешняя политика России в XVI-XVII в
- 15. Присоединение Башкирии к Русскому государству
- 16. Внешняя политика Петра I. Провозглашение России империей
- 17. Военная реформа Петра I и реформы органов управления
- 18. Социальная и экономическая политика Петра I
- 19. Эпоха дворцовых переворотов и укрепление позиций дворянства
- 20. Внутренняя политика эпохи «просвещенного абсолютизма» Екатерины II
- 21. Внешняя политика России во второй половине XVIII в
- 22. Попытки модернизации гос-го строя России в первой полов. XIX в. Сперанский м.М., Новосильцев н.Н
- 23.Общественные движения в России в первой половине XIX в
- 24. Соц.-экон. Развитие России в первой половине XIX в. Кантонная система управления в Башкортостане
- 25. Внешняя политика России в первой половине XIX в. Участие Башкортостана в Отечественной войне 1812 г
- 26. Реформы 60-70-х годов XIX в. И их историческое значение
- 27. Социально-экономическое и политическое развитие страны в пореформенный период (60—80 -е гг. XIX в)
- 28. Внешняя политика России во второй половине XIX в
- 29. Экономическая политика с.Ю. Витте и аграрная реформа п.А. Столыпина
- 30. Революция 1905-1907 гг. В России и ее особенности
- 31. Внешняя политика России в конце XIX -начале XX вв
- 32. Образование политических партий в России (конец XIX— начале XX)
- 33. Исторический опыт российского парламентаризма (1906-1917 гг.)
- 34. Февральская революция 1917 г. И свержение самодержавия
- 35. Россия от февраля до октября 1917 г. Альтернативы развития страны
- 36. Октябрьская революция и установление Советской власти
- 37. Гражданская война в России (1918-1920 гг.)
- 38.Образование автономии Башкортостана
- 39. Формирование однопартийного политического режима (1917-1940 гг.)
- 40. Социально-экономическая и национальная политика советского государства (1921-1941 гг.)
- 41. Культурное строительство в ссср (1921—1941 гг.)
- 42. Советское государство и мир (1921—1941 гг.)
- 43. Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг
- 44. Итоги и уроки мировой и Великой Отечественной войны. Вклад Башкортостана в Великую Победу
- 45. Общественно-политические процессы в ссср в 1945 - 1984 гг
- 46. Социально-экономическое положение страны (1945 - 984 гг.)
- 47. Внешняя политика Советского Союза в 1945 - 1984 гг
- 48. Перестройка и распад ссср (1985 - 1991 гг.)
- 51. Основные направления внешней политики России в новой геополитической ситуации (1991-2005 гг)
- 52. Башкортостан в конце хх-хх1 в