106Внутриполитическое положение России в 1914–1917 гг.
Первая мировая война оказала чрезвычайно силь-ное влияние на экономическое развитие России. Размах боевых действий, потребность армии в военном снаряжении превзошли любые прогнозы. Расчеты на ско-ротечный характер войны, кото-рыми руководствовались правя-щие круги и держав Антанты, и австро-германского блока, оказа-лись несостоятельными. Для удовлетворения нужд фронта пра-вительствам стран - участниц конфликта в этих условиях необ-ходимо было мобилизовать весь экономический потенциал своих государств, перевести все народ-ное хозяйство на военные рельсы в целях преодоления обозначив-шегося вскоре после начала бое-вых действий кризиса снабжения армий.
Русская армия ощутила нехватку вооружения уже в пер-вые месяцы войны. Мобилизаци-онный запас снарядов был израс-ходован за 4 месяца, а для его восстановления (при существо-вавших темпах производства) требовался год..
Наступление австро-германских войск на Восточном фронте весной и летом 1915 г. показало всю глубину кризиса боеснабжения русской армии. Неспособность бюрократии ре-шить своими силами проблему экономического обеспечения войны становилась очевидной. В этих условиях буржуазные круги попытались взять на себя руково-дство делом военно-экономической мобилизации. В мае 1915 г. IX съезд представите-лей промышленности и торговли принял решение о создании воен-но-промышленных комитетов, которые должны были заниматься переводом частных предприятий на военное производство. Поли-тически активные круги российской буржуазии - главным образом представители делового мира Москвы - стремились использовать военно-промышленные комитеты для усиления своего влияния на управление страной. Впрочем, царское правительство, вынуж-денное санкционировать создание этих организаций, ограничило их деятельность довольно узкими рамками. В развитии военного производства комитеты большой роли не сыграли. Ряд военнохозяйственных функций выполняли возникшие еще летом 1914 г. Всероссийский земский и Всероссийский городской союзы. Для координации их деятельности в 1915 г. был образован Главный комитет по снабжению армии (Земгор).
Кризис босснабжения армии вынудил царское прави-тельство приступить к созданию государственной системы экономического регулирования, что было необходимо для пере-вода народного хозяйства на военные рельсы и удовлетворения нужд фронта. Первые серьезные шаги в этом плане были предприняты в мае 1915 г. Ос-нову системы военно-экономического регулирования в России составили образованные в августе 1915 г. четыре чрезвычайных высших госу-дарственных Учреждения - Особые совещания по обороне, перевозкам, продовольствию и топливу. Их главами являлись соответственно министры: во-енный, путей сообщения, глав-ноуправляющнй землеустрой-ством и земледелием (впослед-ствии - министр земледелия) и министр торговли и промыш-ленности. В целом меры по переводу народного хозяйства страны на военные рельсы принесли ощути-мые результаты. Производство вооружений росло очень высоки-ми темпами. Несмотря на впечатляю-щие темпы развития отраслей оборонной промышленности, создать крепкое военное хозяйст-во не удалось. По мере того как война затягивалась, все более осязаемыми становились симпто-мы общего расстройства эконо-мической жизни. Сильно ухуд-шилось финансовое положение страны.. Быстрый рост воен-ного производства происходил за счет интенсивной траты основно-го капитала промышленности и транспорта, что привело к кри-зисному состоянию важнейшие отрасли народного хозяйства.Самым ярким симптомом гря-дущего полного расстройства хозяйственной жизни стал про-довольственный кризис. Перебои в снабжении городов - прежде всего Москвы и Петрограда - продуктами питания и сопряженный с этим рост доро-говизны обозначились уже в 1915 г Неспособность правительства наладить стабильное обеспечение городов продуктами первой необходимости создавало крайне опасную для существующего ре-жима ситуацию. В условиях рас-тущей усталости широких слоев населения от тягот войны и паде-ния авторитета власти, что было столь характерно для кануна Фев-ральской революции, любые, даже временные, перебои в снабжении могли породить социальный взрыв.
- 86 Император Николай II. Общая направленность его внутренней политики.
- 87 Общая характеристика внутренней политики правительства в начале XX в.
- 88 Начало революции 1905–1907 гг. И её развитие весной и летом 1905 г.
- 89 Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября.
- 90 «Союз русского народа».
- 91 Партия кадетов.
- 92 Партия эсеров.
- 93 «Союз 17 октября».
- 94 Рсдрп: создание, программа, деятельность.
- 95 Политические организации и партии в Украине в конце XIX – начале XX вв.
- 96 Декабрьское вооружённое восстание. Отступление революции.
- 97 Начало парламентаризма в России. I и II Государственные думы.
- 98 Государственный переворот 3 июня 1907 г. Новый избирательный закон.
- 99 III Государственная дума в России. Третьеиюньская монархия.
- 100Кабинет п.А. Столыпина. Аграрный бонапартизм.
- 102Аграрное законодательство Столыпина
- 101Столыпинская аграрная реформа
- 103Общественно-политическое движение в 1907–1914 гг.
- 104Развитие украинского национального движения в начале XX в.
- 105Западноукраинские земли в составе Австро–Венгерской империи в начале XX в.
- 106Внутриполитическое положение России в 1914–1917 гг.
- 107Украина в годы первой мировой войны
- 108Обострение революционного кризиса в 1916 – начале 1917 гг. Восстание в Петрограде.
- 109Крушение монархии в России.
- 110Двоевластие: Петроградский Совет и Временное правительство.