Общая характеристика государственно-правовых систем стран средневекового Востока.
Право Халифата (основные черты).
Одновременно с возникновением Халифата формировалось его право — шариат (в пер. с арабского «шариа» — надлежащий путь). Право изначально формировалось как важнейшая часть религии.
Его основными источниками явились:
Коран — главная священная книга ислама. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.
Сунна — сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значительной части содержат предписания относительно семейно-наследственного и судебного права.
Иджма — решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами по вопросам, не затронутым в названных выше источниках. Впоследствии эти решения получили признание выдающихся правоведов-теологов.
Фетва — письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.
Соответственно право стало дифференцированным, и правовые нормы определялись в данном регионе доминировавшим там направлением ислама, равно как и уровнем развития общественных отношений. Но в то же время наметилась тенденция к теоретическому обобщению правовых норм.
Мусульманское право изначально исходило из того, что деятельность людей в конечном итоге определяется «божественным откровением», но это не исключает возможности человека самому выбирать и находить должную направленность своих поступков. Поэтому отказ от надлежащего поведения рассматривается не только как юридическое нарушение, но и как религиозный грех, влекущий высшее возмездие. Действия мусульманина различаются следующим образом:
1) строго обязательные,
2) желательные,
3) разрешаемые,
4) нежелательные, но ненаказуемые,
5) запрещенные и строго наказуемые.
Эта дифференциация особенно важна применительно к главным защищаемым исламом ценностям: религии, жизни, разуму, продолжению потомства и собственности. По сущности посягательства на них, а также по характеру наказания все преступления в основном сводятся к трем видам:
-
преступления, направленные против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания — хадд;
-
преступления против отдельных лиц, за которые также назначены определенные санкции;
-
правонарушения, включая преступления, наказания по которым строго не установлены. Право выбора наказания (тазир) предоставлено суду.
К преступлениям хадц относились прежде всего вероотступничество и богохульство, наказывавшиеся смертной казнью. Впрочем, по мнению многих видных правоведов, раскаяние вероотступника допускает его прощение. Смертной казнью наказывались и все выступления против государственной власти.
Среди преступлений против отдельных лиц право наибольшее внимание уделяло умышленному убийству, причем предусматривалось альтернативное наказание. По преданию, Мухаммед предлагал родственникам убитого выбрать одно из трех: смертную казнь, прощение убийцы, принятие выкупа за кровь (дийа). Размер выкупа обычно определялся как стоимость 100 верблюдов. Учитывалась субъективная сторона преступления. Лицо, совершившее неумышленное убийство, платило выкуп и несло религиозное искупление (каффара). Нанесение телесных повреждений в основном наказывалось по талиону. Кража как посягательство на одну из основных ценностей, охраняемых религией, преследовалась весьма сурово: осужденному похитителю отсекалась рука. Такая санкция применялась, если похищенное оценивалось не ниже определенной стоимости и было разрешено для мусульман (поэтому такой санкции не предусматривалось, например, за кражу вина или свинины). Были и другие ограничения.
Как преступление рассматривалось употребление спиртного, объективно посягающее на другую важную ценность, защищаемую правом,— разум. Сунна указывает, что Мухаммед лично наказывал пьяниц 40 ударами пальмовой ветвью, очищенной от листьев. В праве времен Халифата получили некоторое развитие и нормы, регулирующие отношения собственности. Было положено начало формированию основных правовых земельных статусов. Это:
-
хиджаз — земли, где по приданию жил Мухаммед и для которых был установлен особый правовой режим: с проживающих на этих землях мусульман взималась десятина;
-
вакуф — земли, переданные мечетям, мусульманским школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогообложения и считались неотчуждаемыми. Вакуф мог состоять " и из другого недвижимого и движимого имущества;
-
мульк — земли, которые по характеру правомочий их обладателей могли быть отождествлены с частнособственническими;
4) иктпа — временные пожалования земли вместе с проживавшим на ней крестьянским населением за службу. Обладатель такой земли имел право на подати с крестьян.
Обязательственное право еще не сложилось в полном объеме, но в подходе к решению ряда конкретных споров определялись некоторые важные принципы — запрещение обращать должников в рабство, осуждение ростовщичества. Имелись некоторые различия в подходе авторитетных правоведов к основаниям возникновения и содержанию обязательств. Хотя в главном они были едины. Основаниями возникновения обязательств считались: волеизъявление двух сторон, т. е. договор; одностороннее волеизъявление, например обещание или обет; проявление недобросовестной воли, например умышленное повреждение чужого имущества. Предметом договора не должно было быть действие, в чем-либо нарушавшее шариат. Договоры делились на необменяемые и обменяемые (по воле одной из сторон). Так, договор купли-продажи в принципе признавался не-обменяемым, но мог быть обменен в семи случаях (например, односторонне расторгнут, пока продавец и покупатель не разошлись). Заключение договора не требовало особой формы. Исключение составляли два контракта: заключение брака и договор купли-продажи с доставкой товара спустя определенное время. В этих случаях необходимо было присутствие свидетелей или письменное оформление.
- Предмет, периодизация и методология истории государства и права зарубежных стран.
- Общая характеристика государственно-правовых систем Древнего Востока.
- Общественный строй и государственное устройство Древнего Вавилона. Законы Хаммурапи.
- Общественный строй и государственное устройство Древнего Египта. Право Древнего Египта.
- Общественный и государственный строй Древней Индии. Законы Ману.
- Государство и право Древнего Китая.
- Общественный и государственный строй Афин. Право Древней Греции.
- Общественный и государственный строй Спарты. Право Древней Спарты
- Древний Рим: общественный и государственный строй в царский период.
- Общественный и государственный строй Римской республики.
- Общественный и государственный строй Римской империи.
- Источники и основные институты римского права.
- Римское право: основные этапы развития.
- Общественный и государственный строй франков.
- Право Франкского государства. Салическая правда.
- Общественный и государственный строй Франции в период феодальной раздробленности (IX–XIII вв.).
- Общественный и государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии (XIV–XV вв.).
- Общественный и государственный строй Франции в период абсолютной монархии (XVI–XVIII вв.).
- Судебно-правовая система средневековой Франции.
- Англия в период раннефеодальной монархии.
- Сословно-представительная монархия в Англии. Великая Хартия Вольностей 1215 г.
- Особенности английского абсолютизма.
- Судебно-правовая система средневековой Англии.
- Государственный строй Германии в раннефеодальный период.
- Общественный и государственный строй Германии в период феодальной раздробленности.
- Судебно-правовая система средневековой Германии. Каролина.
- Общая характеристика государственно-правовых систем стран средневекового Востока.
- Судебно-правовая система средневековой Японии.
- Особенности государства и права средневекового Китая.
- Каноническое право римской католической церкви