logo
Истории России до 19 века

История России до XIX века

Учебно-методический комплекс

для бакалавриата по направлению 080100 Экономика

профиль «Экономика организаций и предприятий»

Электросталь 2011

ИСТОРИЯ РОССИИ ДО КОНЦА XIX В.

Учебно-методический комплекс дисциплины

Составитель:

доктор исторических наук Н.М.Назаршоев

Рабочая программа дисциплины утверждена

на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

______________________2011 г. Протокол № ___________.

© Филиал РГГУ в г. Электросталь, 2011.

Аннотация

Учебная дисциплина «История России до XIX века» призвана сформировать у студентов целостное представление о наиболее важных проблемах исторического развития России в период от расселения славян на землях Восточно-Европейской равнины и до XIX века. Среди них такие как: образование древнерусского государства, наступление периода политической раздробленности, возникновение самостоятельных феодальных княжеств и объединение их в единое государство, борьба русского народа за независимость от внешней опасности, складывание и развитие Российской империи.

Пояснительная записка

Курс «История России до XIX века» входит в базовую часть цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана для бакалавриата по направлению 080100 Экономика профиль: «Экономика организаций и предприятий» Филиала РГГУ в г.Электростали и изучается на 1 курсе в 1 семестре.

Предметом изучения курса являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества.

Цель курса. С учетом новейших достижений исторической науки дать студентам теоретические знания по истории России с древнейших времен и до XIX века, овладеть основами, принципами и методами изучения истории. Полученные знания должны помочь правильно оценивать весь ход становления и развития Российского государства в контексте всестороннего анализа политической, социально-экономической и культурной жизни.

Задачи курса:

- изучить категориальный исторический аппарат;

- осветить закономерности и особенности политического, социально-экономического и духовного развития России;

- проанализировать процесс формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития Российского государства как органической части всеобщей истории;

- научить студентов разбираться в актуальных проблемах исторического развития России, оказавших существенное влияние на жизнедеятельность российского народа;

- разбираться в сложных исторических процессах современной социально-экономической и политической обстановки.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

ОК-1 – владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-2 – способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

ОК-3 – способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире

ОК-4 – способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

ОК-12 - способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

ПК-9 - способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет

ПК-14 - способность преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы

ПК-15 - способность принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

- категориальный исторический аппарат;

- хронологию и сущность важнейших событий в истории России;

- особенности и закономерности политического, социально-экономического и духовного развития России.

Уметь:

- анализировать процесс формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития Российского государства как органической части истории стран Европы и Азии;

- оценить место и роль российского народа в мировой истории;

- выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

- видеть перспективы общественного развития, активно участвовать в преобразованиях, происходящих в современной России.

Владеть навыками:

- глубокого анализа исторических событий и процессов;

- самостоятельной работы с учебной литературой;

- полученных знаний в профессиональной деятельности.

Структура дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.

Заочная форма обучения

п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра).

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

семинары

самостоя-тельная работа

1

Введение в курс «Истории России». Древнерусское государство в IX-XII вв.

1

1

14

2

Русские княжества периода политической раздробленности (XII–XIII в.).

1

1

14

3

Складывание и развитие Русского централизованного государства (XIV-XVII вв.).

1

2

14

4

Становление абсолютной монархии в России (XVIII в.).

1

2

14

5

Зачет

1

10

Письменная контрольная работа

Итого:

6

66