История России до XIX века
Учебно-методический комплекс
для бакалавриата по направлению 080100 Экономика
профиль «Экономика организаций и предприятий»
Электросталь 2011
ИСТОРИЯ РОССИИ ДО КОНЦА XIX В.
Учебно-методический комплекс дисциплины
Составитель:
доктор исторических наук Н.М.Назаршоев
Рабочая программа дисциплины утверждена
на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
______________________2011 г. Протокол № ___________.
© Филиал РГГУ в г. Электросталь, 2011.
Аннотация
Учебная дисциплина «История России до XIX века» призвана сформировать у студентов целостное представление о наиболее важных проблемах исторического развития России в период от расселения славян на землях Восточно-Европейской равнины и до XIX века. Среди них такие как: образование древнерусского государства, наступление периода политической раздробленности, возникновение самостоятельных феодальных княжеств и объединение их в единое государство, борьба русского народа за независимость от внешней опасности, складывание и развитие Российской империи.
Пояснительная записка
Курс «История России до XIX века» входит в базовую часть цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана для бакалавриата по направлению 080100 Экономика профиль: «Экономика организаций и предприятий» Филиала РГГУ в г.Электростали и изучается на 1 курсе в 1 семестре.
Предметом изучения курса являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества.
Цель курса. С учетом новейших достижений исторической науки дать студентам теоретические знания по истории России с древнейших времен и до XIX века, овладеть основами, принципами и методами изучения истории. Полученные знания должны помочь правильно оценивать весь ход становления и развития Российского государства в контексте всестороннего анализа политической, социально-экономической и культурной жизни.
Задачи курса:
- изучить категориальный исторический аппарат;
- осветить закономерности и особенности политического, социально-экономического и духовного развития России;
- проанализировать процесс формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития Российского государства как органической части всеобщей истории;
- научить студентов разбираться в актуальных проблемах исторического развития России, оказавших существенное влияние на жизнедеятельность российского народа;
- разбираться в сложных исторических процессах современной социально-экономической и политической обстановки.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
ОК-1 – владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
ОК-2 – способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
ОК-3 – способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире
ОК-4 – способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем
ОК-12 - способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
ПК-9 - способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет
ПК-14 - способность преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы
ПК-15 - способность принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:
- категориальный исторический аппарат;
- хронологию и сущность важнейших событий в истории России;
- особенности и закономерности политического, социально-экономического и духовного развития России.
Уметь:
- анализировать процесс формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития Российского государства как органической части истории стран Европы и Азии;
- оценить место и роль российского народа в мировой истории;
- выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
- видеть перспективы общественного развития, активно участвовать в преобразованиях, происходящих в современной России.
Владеть навыками:
- глубокого анализа исторических событий и процессов;
- самостоятельной работы с учебной литературой;
- полученных знаний в профессиональной деятельности.
Структура дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.
Заочная форма обучения
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
лекции | семинары | самостоя-тельная работа | |||||
1 | Введение в курс «Истории России». Древнерусское государство в IX-XII вв. | 1 |
| 1 |
| 14 |
|
2 | Русские княжества периода политической раздробленности (XII–XIII в.). | 1 |
| 1 |
| 14 |
|
3 | Складывание и развитие Русского централизованного государства (XIV-XVII вв.). | 1 |
| 2 |
| 14 |
|
4 | Становление абсолютной монархии в России (XVIII в.). | 1 |
| 2 |
| 14 |
|
5 | Зачет | 1 |
|
|
| 10 | Письменная контрольная работа |
| Итого: |
|
| 6 |
| 66 |
|