Состав населения ссср
Детальный анализ состава населения СССР на конец 1930-х годов долгое время произвести было почти невозможно, поскольку практически единственный источник для этого — материалы переписи 1939 г. были засекречены и в полном объеме недоступны широкой общественности. Сегодня их, с рядом оговорок, можно использовать для этой цели, а также судить о некоторых изменениях в социальной структуре общества и наметившихся в ней накануне войны тенденциях.
Первое, что сразу бросается в глаза, это то, что состав населения СССР на конец 1930-х годов был отмечен явным преобладанием молодых возрастов — явление, типичное для стран, переживающих последствия демографического взрыва. По принятой международной классификации такой состав присущ странам с прогрессивной возрастной структурой и определяется как молодое растущее население. Это, в свою очередь, оказывало влияние на состав рабочей силы, трудовых ресурсов, на характер социальных процессов. В обществах такого типа, и особенно в советском, переживающем стадию своего становления, это было чревато возникновением разного рода конфликтов между старшими и молодыми поколениями.
Второе, что необходимо отметить, сравнивая данные о населении СССР в 1920-х и 1930-х годах, — существенный сдвиг в соотношении городского и сельского населения. Если в 1926 г. в городах проживало 18% жителей, то в 1939 г. — 33%. (Вообще говоря, по переписи процент лиц, проживающих в городах, составлял 31,3 %, в сельской местности — 65,2%. Однако около 6 млн. человек, т. е. 3,5%, переписанных в особом порядке, — военнослужащие, заключенные, трудпоселенцы и др., — находились как бы между городом и деревней. Их перераспределение по "городам и весям", сделанное разработчиками переписи, дает указанные пропорции). Процесс урбанизации имел постоянно нарастающий характер. Доля сельского населения к концу 1930-х годов уменьшилась не только в относительном, но и в абсолютном выражении, положив начало длительному процессу постоянного сокращения сельских жителей вплоть до конца 1980-х годов.
Третье, на что необходимо указать, это весьма существенные изменения в структуре занятости. Доля лиц, занятых в различных отраслях народного хозяйства, составляла 46% от общей численности населения. На долю иждивенцев отдельных лиц, главным образом детей и подростков, приходилось 47% населения. 3,9 млн. (2,3%) относились к пенсионерам и стипендиатам, находившимся на содержании государства.
Уровень занятости по отношению к взрослому населению страны был достигнут весьма высокий. При существующем затратном экстенсивном хозяйственном механизме большинство людей были так или иначе интегрированы в созданную систему занятости. Дополнительные источники привлечения рабочей силы, существовавшие в 1920-е годы, были близки к исчерпанию. В сущности было покончено с проблемой аграрного перенаселения. Только 8,3 млн. человек (4,8% жителей), из них 6,9 млн. в деревне, были зарегистрированы в качестве членов семьи, помогающих в личном подсобном сельском хозяйстве, 95% от их общего числа составляли женщины, главным образом члены семей колхозников (50,8%), сельских и городских рабочих (32,4%).
Подавляющее большинство женщин были вовлечены в общественное производство. Сложились своего рода профессиональные группы преимущественно женского труда: различные категории медицинского персонала, учителя начальных школ, воспитатели детских садов и яслей, работники библиотек, почтово-телеграфной службы, продавцы, счетоводы, кассиры, колхозные звеньевые, работницы текстильных, табачных, кондитерских фабрик, повара, официантки, прачки, курьеры, уборщицы.
Главным же источником пополнения трудовых ресурсов становилось теперь подрастающее поколение. Дети в СССР находились в относительно привилегированном положении по сравнению с остальными группами населения. В течение всех 1930-х годов был осуществлен целый ряд мероприятий, направленных на заботу о материнстве и детстве. Было практически покончено с беспризорностью, нищенством. Сложилась разветвленная сеть детских учреждений, пионерских лагерей. Вместе с тем на всех уровнях и начиная с самого юного возраста дети стали объектом массированной идеологической обработки, рассчитанной на "воспитание молодых строителей светлого будущего". В их головы буквально вдалбливались идеалы сталинского социализма и культового сознания. В борьбе с негативными явлениями в детской среде использовались очень крутые и жестокие методы. Закон, принятый ЦИК СССР в апреле 1935 г., предусматривал суровые наказания малолетних преступников вплоть до применения расстрела. В конце 1930-х годов в стране существовало более десятка колоний для несовершеннолетних. Самыми страдающими и физически, и морально, как показывают детские письма в различные инстанции, были дети репрессированных — "отверженные" советского общества. В этих письмах сквозит обида, непонимание происходящего, но, в отличие от взрослых, дети редко отрекались от своих родителей.
Распределение занятого населения по отраслям народного хозяйства изменилось следующим образом. В промышленности было занято 18,9%, в сельском и лесном хозяйстве — 53%, в строительстве — 4%, на транспорте, в учреждениях связи — 4,4%, в торговле, снабжении, общественном питании — 6%, в здравоохранении — 2%, в науке, культуре, образовании — 4%, в партийном и государственном аппарате — 3%.
Если сравнить структуру занятости сельского и городского населения, то можно увидеть еще некоторые унаследованные от прошлого черты: основная масса деревенского населения (примерно три четверти) была занята в сельском хозяйстве. Если в городе занятые в промышленности составляли 39%, то в сельской местности — только 7,2%. Несмотря на сохраняющееся преобладание сельских жителей, удельный вес приходившихся на них работников строительства, транспорта, связи, сферы обслуживания, здравоохранения, культуры, образования был на порядок ниже, чем в городах, как в абсолютном, так и в относительном выражении. Причем, если и в городе ощущалась неразвитость социальной и культурной сфер, то в деревне их отставание сказывалось особенно остро. Большинство сельских жителей, прежде всего молодежь, чрезвычайно болезненно переживали эту ситуацию. От 1930-х годов берет начало достаточно острая для советского общества проблема ликвидации различий между городом и деревней, сформулированная партийным руководством, но так и не нашедшая своего разрешения за всю историю советского строя и лишь усугублявшая излишний отток сельских жителей в города.
- Соколов а.К. Курс советской истории, 1917-1940: (Учебное пособие для студентов вузов)
- Содержание
- Часть I. Истоки и становление советской системы (1917—1921)
- 1. Причины революции в 1917 г.
- Февральские дни
- Петроградский Совет
- Временный комитет Государственной думы
- Временное правительство
- Обострение политической ситуации
- Большевики и Ленин
- "Апрельские тезисы" Ленина
- Рост влияния большевиков
- Первый кризис Временного правительства
- Большевики заявляют претензии на власть
- Июльские события
- Конец двоевластия
- Государственное совещание
- Корниловский мятеж
- Демократическое совещание
- Обстановка в стране
- Курс большевиков на вооруженное восстание
- Октябрьский переворот
- "Триумфальное шествие советской власти"
- Декларация прав народов России
- События в Москве
- Центральный район
- Поволжье
- Урал, Сибирь и Дальний Восток
- Дон и Кубань
- Закавказье
- Средняя Азия
- Украина
- 3. Революционные преобразования большевиков
- Марксизм как основа революционных преобразований
- Вопрос о частной собственности
- Государственная собственность
- Государственный социализм
- Классовая борьба и диктатура пролетариата
- Вопрос о движущих силах революционных преобразований
- Советы как форма власти
- Советское правительство как орган революционных преобразований
- Создание Красной Армии
- Местные органы власти
- Оценка государственного строительства большевиков
- Общественные организации
- Большевистская диктатура
- Вожди и массы
- Большевистские вожди
- Экономические преобразования советской власти
- Национализация
- Преобразования в деревне
- Комбеды
- Разгон Учредительного собрания
- Брестский мир и мятеж левых эсеров
- 4. Гражданская война и "военный коммунизм" Что такое гражданская война
- Начало гражданской войны
- Красный и белый террор
- Первый этап гражданской войны
- Второй этап гражданской войны
- Причины поражения белого движения
- Военный коммунизм
- Идеология и культура военного коммунизма
- 5. Кризис 1920—1921 гг.
- Польско-советская война
- Завершение гражданской войны и переход к миру
- Апогей военного коммунизма
- Хозяйственная разруха
- Кризис продразверстки
- Потери в составе населения
- "Деклассирование"
- Бюрократизация советского аппарата
- Кризис управления
- Кризис в Советах и других органах
- Кризис в партии
- Осознание кризиса
- Кронштадтский мятеж
- Часть II новая и старая россия: 1920-е годы
- Оценка нэпа
- Истоки нэпа
- Значение нэпа
- Переход к нэпу
- Хозяйственная реформа 1921—1923 гг. В промышленности
- Военная реформа
- Финансовая реформа
- Голод 1921 г.
- "Ножницы цен"
- Мелкая промышленность и торговля
- Кооперация
- Результаты перехода к нэпу
- Положение рабочих
- Нэпманы
- Крестьянство
- Изменения в политическом устройстве
- Коминтерн и международные организации
- Идеология и культура
- Борьба с религией
- "Ленинское завещание"
- 2. Образование ссср
- Национальная политика большевиков
- Национально-государственное строительство в рсфср и взаимоотношения советских республик
- Предпосылки образования ссср
- Борьба за формы объединения
- Образование зсфср
- "Комиссия Куйбышева" и вмешательство Ленина
- "Грузинский инцидент"
- Образование ссср
- Национально-государственное размежевание Средней Азии
- Создание новых национальных образований
- "Коренизация"
- Административнотерриториальные преобразования
- 3. Политическая борьба в 1920-е годы и "сумерки нэпа" Ленинское наследие как орудие политической борьбы
- Суть разногласий в партийном руководстве
- Образование номенклатуры
- Роль Сталина в создании номенклатуры
- Состав номенклатуры
- Процесс формирования и воспроизводства номенклатуры
- Система функционирова-ния номенклатуры
- Возникновение "троцкизма"
- Борьба с "троцкизмом"
- "Ленинский призыв в партию"
- Бухарин и возникновение "правого уклона" в вкп(б)
- Итоги восстановления народного хозяйства
- Курс на "социалистическую индустриализацию"
- Противоречия советской действительности
- "Новая оппозиция"
- "Троцкистско-зиновьевский блок"
- Теория "первоначального социалистического накопления"
- Политические установки "левой оппозиции"
- "Генеральная линия"
- Разгром "левой оппозиции"
- Метаморфозы "генеральной линии"
- 4. "Год великого перелома" Кризис нэпа
- Расстановка социальных сил накануне "великого перелома"
- Главная сила "великого перелома"
- Рабочие
- Крестьяне
- Другие классы и слои советского общества
- Слом нэпа
- Социалистическое соревнование
- Разгром "правого уклона"
- XVI партийная конференция
- План становится "законом" жизни советского общества
- Форсирование индустриализации и коллективизации
- "Великий перелом" на "культурном и идеологическом фронтах"
- Изменения в международной политике
- Установление сталинской диктатуры
- Часть III "социализм" в одной стране
- 1. Индустриализация, коллективизация, культурная революция в ссср
- Проблемы индустриализации страны
- Особенности индустриализации в ссср
- Цена индустриализации
- Коллективизация сельского хозяйства
- Вопрос о модернизации советского сельского хозяйства
- Модернизация других отраслей народного хозяйства
- Понятие "культурная революция"
- Единство процессов "социалистического наступления"
- Вопрос о поддержке "социалистического наступления"
- 2. "Социалистическое наcтупление" (1930—1932) Трудности форсированной индустриализации
- "Виновники" трудностей
- "Раскулачивание"
- "Головокружение от успехов"
- Насаждение колхозного строя
- Бегство из деревни
- Попытки преодоления кризисных явлений
- Голод 1932 г. И его причины
- Итоги первой пятилетки
- Рост общественного недовольства
- Положение в партии
- Быт, культура, идеология
- 3. "Социалистическое наступление" (1933—1937) Вторая пятилетка
- Ужесточение внутренней политики
- XVII съезд вкп(б)
- Убийство Кирова
- Завершение промышленного рывка и его значение
- Изменения в управлении народным хозяйством
- Свертывание внешнеэкономических связей
- Утверждение колхозного строя в деревне
- Признаки стабилизации
- Стахановское движение
- "Кадры решают все!"
- Сфера принудительного труда
- Общественный энтузиазм
- Итоги второй пятилетки
- Изменения в духовной жизни и идеологии
- Внешняя политика и международные отношения
- 4. Сталинский "социализм"
- Взгляды в литературе на сталинский "социализм"
- Социализм в теории и на практике
- Отношения собственности
- Советское государство
- Роль и место номенклатуры в советском обществе
- Общественные расходы и общественные фонды потребления
- Социализм как творчество масс
- Тоталитаризм
- Приложение тоталитарной модели к истории советского общества
- Достоинства и ущербность тоталитарной модели
- Конституция 1936 г.
- 5. "Ежовщина" Размах "ежовщины"
- Трактовка массовых репрессий в литературе
- Историческое место "ежовщины"
- "Открытые процессы"
- Нагнетание массовых репрессий
- Откат массовых репрессий
- Осуждение "ежовщины"
- Жертвы "ежовщины"
- Причины и последствия "ежовщины"
- Вопрос о сопротивлении массовым репрессиям
- 6. Ссср накануне войны
- Международная обстановка
- Советско-германский пакт
- Начало Второй мировой войны
- Советско-финляндская война
- Присоединение прибалтийских республик к ссср
- Ссср и Румыния
- Политика на присоединенных территориях
- Возрастание военной угрозы
- Ситуация в ссср
- "Экономическая лихорадка"
- Дефициты и очереди
- Оборонные мероприятия
- Деревня
- Система управления
- 7. Довоенное советское общество
- Численность населения ссср
- Состав населения ссср
- Социальная структура советского общества
- Грамотность и образование
- Кадры управления
- Номенклатура
- Противоречия в правящей верхушке
- Интеллигенция и служащие
- Рабочий класс
- Социальная структура деревни
- Общественные настроения