III. «Наука побеждать»
Во второй половине и особенно к концу XVIII столетия появляется ряд военно-теоретических работ, в которых делается попытка обобщить значительный боевой опыт, накопленный к этому времени.
Крупные достижения в этот период имела военно-теоретическая мысль России. Эти достижения нашли наибольшее выражение в знаменитой суворовской «Науке побеждать», написанной великим полководцем в 1795-1796 г.г. В этом произведении Суворов обобщил весь свой огромный боевой и жизненный опыт.
«Наука побеждать» содержит изложение взглядов Суворова на вопросы обучения и воспитания войск. Главное внимание в системе боевой подготовки обращалось на привитие войскам навыков ведения сквозных атак. Существо этих атак сводилось к следующему. Войска, выводимые на учения, делились на две части, которые выстраивались друг против друга в линейных боевых порядках. Одна сторона являлась атакующей, а другая должна была стоять на месте. По команде «Марш!» атакующая линия начинала движение. Били барабаны. Играла музыка. Суворов требовал: «Бить и играть скорее: от того скорее шаг». Когда наступавшие подходили к условному противнику на дистанцию картечного огня полевой артиллерии, подавалась команда: «Ступай в атаку! Ступай!» Они пробегали опасную зону глубиной от 10 до 15 шагов. То же повторялось на дистанции картечного огня полковой артиллерии. На расстоянии 60 шагов «верной черты пуль» ружейного огня, следовала команда: «Ступай! Ступай! В штыки, ура!» Противоположная сторона встречала наступавших пальбой, а на дистанции 30 шагов сама ударяла в штыки. Происходила сквозная атака: солдаты одной из сторон пробегали между рядами другой. Затем роли менялись. Кавалерия при атаке на пехоту проскакивала через нее в промежутках между вздвоенными рядами развернутых батальонов. На том же основании производилась сквозная атака войск, построенных в колонны и каре.
Сквозные атаки – новое явление в практике боевой подготовки войск. Их преимущества перед односторонними учениями очевидны. Они позволяли обучать войска к действиям в условиях, максимально приближенных к боевой обстановке. Суворов настойчиво требовал, чтобы такой метод обучения практиковался по единому принципу «в батальонных, полковых и корпусных экзерцициях»1.
Все обучение войск было подчинено отработке способов наступления. Выравнивание боевого построения войск надлежало производить движением вперед. «Никто не смеет,- говорилось в «Науке побеждать»,- пятиться назад ни четверти шага»2.
Сущность наступления Суворов лаконично выразил тремя принципами – глазомер, быстрота, натиск. Эти «три воинские искусства» составляют главные начала его полководческой деятельности. В них воплощены объективные закономерности ведения действий. Все три принципа Суворов рассматривал во взаимосвязи и взаимозависимости.
Быстроту Суворов рассматривал как величайшее достоинство, ибо она обеспечивала внезапность действий. Быстрота в сосредоточении войск к месту сражения достигалась искусным проведением стратегических марш-маневров. И Суворов водил свои войска с небывалой для того времени скоростью. Быстрота в сочетании с внезапностью позволяла меньшими силами побеждать численно превосходство противника. «Быстрота и внезапность, - говорил Суворов, - заменяют число»3.
Натиск – это само сражение. Суворов различал «баталию полевую» и «баталию-штурм». Разновидностью полевой баталии считалась «баталия на окопы»4. В полевой баталии рекомендовались три возможные формы атаки: 1) атак в крыло; 2) атак в середину; 3) атака в тыл. Предпочтительнее других Суворов считал атаку в «крыло, которое слабее». Не отрицалась им также атака в «крепкое крыло», прикрытое естественными или искусственными препятствиями, поскольку такая атака обещала внезапность нападения.
Атак в середину признавалась невыгодной, поскольку в этом случае противник мог сжать атакующего с флангов. Фронтальную атаку Суворов допускал только при условии, если «кавалерия хорошо рубить будет». Наиболее выгодной считалась атака в тыл, но не для армии. «Атака в тыл, - писал Суворов, - очень хороша только для небольшого корпуса, а армею заходить тяжело»1.
В ходе сражений Суворов требовал правильно сочетать огонь и штыковой удар. Прицельный огонь – единственный вид огня, который он признавал. Холодное оружие, по мнению Суворова, имело преимущество перед огнестрельным в условиях единоборства, когда «штыком может один человек заколоть троих, где и четверых; а сотня пуль летит на воздух»2. Именно условия единоборства, рукопашный бой имел в виду он, когда говорил: «Пуля обмишулится, штык не обмишулится: пуля - дура, штык – молодец»3.
В холодном оружии Суворов видел необходимое дополнение огнестрельному оружию, считал его единственным средством, которое могло покрыть недостатки последнего. Отсюда вытекало его требование сочетать огнестрельное и холодное оружие. «Береги пулю в дуле, - поучал он солдат. – Трое наскачут: первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун»4.
Суворовская «Наука побеждать» выдержана в коротких выражениях, ясных по смыслу и сильных по действию. Ее положения звучат, как пословицы, они легко запоминаются и доступны рядовому солдату. Это краткий свод тех знаний, которые необходимы войскам. Показательны в этом отношении следующие положения: «Обывателя не обижай: он нас поит и кормит; солдат – не разбойник»; «Ученье – свет, а неученье – тьма»; «Дело мастера боится»; «За ученого трех неученых дают».
- I. Вклад а.В. Суворова в военное искусство России
- 1. Жизнедеятельность а.В. Суворова
- II. Развитие военного искусства во второй половине XVIII века
- 1. Штурм Измаила и его значение в развитии военного искусства
- 2. А.С. Суворов и развитие тактики русской армии во второй половине XVIII века
- III. «Наука побеждать»
- Заключение
- Список литературы