logo
История

6. Религия восточных славян. Крещение Руси

В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого.

Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности – в эпоху верхнего палеолита, около 30 тысяч лет до н.э.

С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом, что примечательно, самые древние пласты верований не вытеснялись новыми, а наслаивались друг на друга, поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложно. Оно затруднено и потому, что до сегодняшнего дня практически не сохранилось письменных источников.Самые почитаемые из языческих богов были Род, Перун ,Волос, Стрибог,Дажьбог, Макошь. Перун являлся богом молнии и грозы, Род – плодородия, Стрибог – ветра, Велес – скотоводства и богатства, Дажьбог и Хоре – божествами солнца, Мокошь – богиней ткачества. В дальнейшем особое значение приобретает культ великого Сварога – бога неба – и его сыновей – Дажьбога (Ярило, Хоре) и Стрибога – богов солнца и ветра.

Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы и дождя, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже, в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины, культ Перуна стал укрепляться.

Кроме того, мир восточных славян был «населен» многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр.

Деревянные и каменные статуи богов воздвигались на языческих святилищах (капищах), где делались жертвоприношения, в том числе человеческие.

Языческие праздники были тесно связаны с земледельческим календарем.

В организации культа значительную роль играли языческие жрецы – волхвы.

Главой языческого культа был вождь, а затем князь. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах – капищах, богам приносились жертвы. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян, их нравственность.

У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п.

А к X в. религиозная система уже не соответствовала уровню общественного развития славян. В 980 году князь Владимир попытался реформировать старую религию- объявить одного бога-Перуна. Однако механическое объединение старых племенных божеств не могло привести к единству культа и по-прежнему идеологически разъединяло страну. Русь нуждалась в общегосударственной религии, которая закрепляла бы только созданное государственное единство. Князь Владимир решил провести настоящую религиозную реформу. Он устроил «смотрины вер», выслушав представителей различных мировых религий. Владимир сделал выбор в пользу христианства. В 988 году произошло Крещение Руси. Христианство становилось государственной религией Русского государства. Принятие христианства стало для Руси выдающимся актом, политически и идеологически закрепившим создание единого Древнерусского государства. Жизнь страны стала культурнее. Крепли и ширились международные связи Руси, возрос международный авторитет.