logo
Law and State History I

Тема 3. Государство и право франков по данным салической правды

Важнейшим источником по изучению развития политико-правовой структуры франкского общества является Салическая правда, создание которой было инициировано правителем германского племени франков Хлодвигом (486–511 гг.). Запись документа была произведена между 507 и 511 г. Древнейший текст Салической правды не сохранился и дошел до нас в рукописях VIII–IX вв. Документ разделяется на титулы. Дополнением Салической правды был эдикт короля Хильперика (561–584 гг.), внука Хлодвига, отрывок из которого приводится в настоящем издании.

Франки поселились в римской провинции Галлия (территория современной Франции) в ходе так называемого “великого переселения народов” в V в. н.э. Документ регулировал отношения в обществе так называемых салических или приморских франков (существовали также рипуарские франки, также создавшие свою правду). Правление Хлодвига было переломным моментом в истории народа – при нем племенное объединение франков превратилось в королевство. Усложнившаяся политическая и социальная структура общества требовала организующего момента, которым и могла стать запись права.

Салическая правда является одним из ярких образцов так называемых “варварских правд”. Этот вид законодательных памятников появился в эпоху формирования государств “варваров” (германских племен, мигрировавших по Европе) на территории гибнущей Римской империи. Документы эти были по преимуществу записью обычного права германцев, но носили следы влияния римского права. Салическая правда примечательна тем, что она в наименьшей мере подверглась римскому воздействию – римское влияние сказывается лишь в языке документа (испорченная латынь с использованием многих франкских терминов) и в том, что штрафы исчисляются в римских монетах (солидах и денариях), которые для франков были скорее счетной единицей, а не реальным денежным знаком – товарно-денежные отношения здесь были развиты очень слабо.

Рыхлая политическая организация франков породила ряд правовых феноменов. К числу их относится, например, принцип персонального права, заключающийся в том, что каждый человек судится по законам своей территории, а не по законам страны, в которой он совершил преступление.

Ситуация сосуществования на одной территории завоевателей франков и завоеванных галло-римлян способствовала складыванию сложной иерархии правоспособности, которая может быть выяснена путем сравнения вергельдов (штрафов за убийство). Определенную сложность анализа Салической правды представляет также тот факт, что четкой грани между свободными и несвободными у франков не было. Существовали группы населения, обладающие правами свободного и зависимого человека одновременно. Для характеристики той или иной группы населения необходимо помнить, что для свободного характерно право совершать сделки, заключать договор, право свободно распоряжаться своим имуществом и передавать его по наследству. Для несвободного характерна невозможность распоряжаться своей личностью по собственному желанию.

Занятие 1.

Социально-политическая организация франков по данным Салической правды

  1. Общая характеристика Салической правды как историко-правового источника.

  2. Место политических вопросов в Салической правде:

а) определено ли в Салической правде понятие преступления против государства;

б) можно ли говорить о сложившейся во франкском обществе политической верхушке;

в) имеет ли право королевская власть вмешиваться во внутренние дела общины.

  1. Социальная структура франков по данным Салической правды:

а) правовой статус франков;

б) правовой статус представителей других германских племен;

в) правовой статус галло-римского населения;

г) правовой статус литов;

д) правовой статус рабов.

Занятие 2

Права общины и индивида по данным Салической правды

  1. Наличие элементов общинный организации франкского общества:

а) круговая порука у франков;

б) значение соприсяжничества у франков;

  1. Понятие собственности у франков:

а) существовало ли у франков понятие общинной и родовой собственности;

б) что понимали франки под индивидуальной собственностью;

в) существовала ли у франков свобода завещаний;

г) что такое аллод;

д) кто имеет право быть наследником по Салической правде;

  1. Признаки разрушения общины и зарождения индивидуального хозяйства и индивидуальной ответственности:

а) возможности выхода из общины;

б) какие тенденции развития франкского общества фиксирует эдикт короля Хильперика, послуживших одним из дополнений Салической правды.

Занятие 3

Судопроизводство франков по данным Салической правды

  1. Виды преступлений по данным Салической правды.

  2. Виды наказаний по данным Салической правды и принципы их назначения:

а) принцип определения денежного штрафа;

б) присутствует ли в Салической правде принцип талиона.

  1. Что для франка определяло законность решения или действия – ритуал или оформленная судьей грамота:

а) проанализировать смысл титула XXVI “О вольноотпущенниках”;

б) привести примеры ритуальности франкского судопроизводства;

в) в каких случаях грамота могла быть весомее решения общины.

  1. Способы доказательства вины и невиновности:

а) ордалии;

б) свидетельские показания;

в) смысл соприсяжничества в суде.

  1. Судебные органы франкского государства:

а) какие судебные должности упоминаются в Салической правде;

б) было ли судопроизводство функцией общины или государства.

Рекомендуемая литература:

  1. Грацианский Н.П. О материальных взысканиях в варварских Правдах. // Грацианский Н.П. Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья. Сб. Статей. – М.: Изд-во АН СССР, 1960.

  2. Гуревич А.Я. Индивид и общество в варварских правдах // Проблемы истории докапиталистических обществ. – Кн. I. – М.: Наука, 1968. – С. 384–424.

  3. Неусыхин А.И. Собственность и свобода в варварских правдах. (Очерки эволюции варварского общества на территории Западной Европы в V–VIII вв.) // Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. – М.: Наука, 1974. – Гл. 1.