Тема 6. Петр I
Предпосылки реформ.
Социально-экономическое и политическое развитие России в эпоху Петра I.
Значение реформ для развития России.
Основные понятия темы: империя, абсолютизм, меркантилизм, протекционизм, патернализм, мануфактура, губерния, уезд, волость, Сенат, Синод, коллегии, бюрократия, подушная подать, ревизия, рекрут.
Методические советы
XVIII век в мировой и отечественной истории занимает особое место. Передовые европейские страны, встав на путь индустриального развития, расширяли сферу своего влияния. В отечественной и зарубежной историографии переход от аграрного к индустриальному обществу принято характеризовать понятием цивилизационного сдвига или модернизацией.
Целью семинарского занятия является определение сущности петровского этапа модернизации, его специфических черт и особенностей.
1. Предпосылки реформам:
–царь Петр и его окружение в конце XVII века (исторический портрет);
–первые военные и внешнеполитические акции Петра 1;
–влияние внешней и военной политики на начало реформ.
Литература:
1. Анисимов Е. В. Почему Петр? Была ли альтернатива для России? // Родина, № 11, 2007. С. 2–4.
2. Время петровских реформ. Л., 1989.
3. Павленко Н. И. Петр Великий. М., 1990.
4. Политическая история: Россия – СССР – Российская Федерация. Том 1. М., 1996.
5. Уткин А. И. Россия и Запад: история цивилизаций. М., 2000.
2. Экономическое, военно-политическое, социальное и культурное развитие в эпоху Петра I:
а) экономическое развитие:
–причины и цели реформ;
–финансовое обеспечение реформ, политика меркантилизма;
–роль государства в развитии мануфактурного производства, обеспечении его рабочей силой;
–политика протекционизма;
–противоречивый характер экономических реформ.
б) особенности политической системы:
–реформы государственного управления (Сенат, коллегии, «генеральный регламент», бюрократизм);
–рационализация и милитаризация государственной службы, «Табель о рангах»;
–губернские и местные реформы;
–создание регулярной армии, рекрутский набор, подготовка офицерских кадров;
–изменение статуса и функций церкви, создание Синода;
–результаты преобразований в сфере управления.
в) социальное и культурное развитие:
–консолидация социальной опоры самодержавия; значение «Указа о единонаследии» и «Табели о рангах»;
–формирование чиновничьего сословия;
–изменения положения горожан;
–дальнейшее закрепощение крестьян;
–светское просвещение, развитие технического образования, другие изменения в области культуры.
Литература:
1. Агеева О.Г. Петр I: у истоков российского имперства // Отечественная история. 2005. 4. С. 5-12.
2. Алексеева Е. В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I // Вопросы истории. 2006. № 2. С. 15-30.
3. Архипова Т.Г. и др. История государственной службы в России, XVIII – XX века. М., 2000.
4. Волкова И. В. Военное строительство Петра I и перемены в системе социальных отношений в России // Вопросы истории. 2006. № 3. С. 35-51.
5. Ильин В.В. и др. Реформы и контрреформы в России: циклы модернизационного процесса. М., 1996.
6. Миронов Б.Н. Социальная история России. Том 1, 2. С.-Петербург, 2000.
7. Писарькова А.Ф. От Петра I до Николая II: политика правительства в области формирования бюрократии // Отечественная история. 1996. №4.
8. Политическая история: Россия – СССР – Российская Федерация. Том 1. М., 1996.
9. Смыкалин А.С. Судебная система Российского государства от Ивана Грозного до Екатерины II (XV – XVIII) / А. С. Смыкалин // Вопросы истории. – 2004. – № 8. - С.49-69.
10. Табель о рангах // Хрестоматия по истории СССР / Сост. А. С. Орлов и др. М., 2001; Хрестоматия по истории государства и права России / Сост. Ю.П. Титов. М., 2001; Политическая история России: Хрестоматия для вузов / Ред. В.И. Коваленко и др. М., 1996; или другие источники.
11. Указ о единонаследии (О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах, 23 марта 1714 года) // Хрестоматия по истории СССР / Сост. А. С. Орлов и др. М., 2001; Хрестоматия по истории государства и права России / Сост. Ю. П. Титов. М., 2001; Политическая история России: Хрестоматия для вузов / Ред. В. И. Ковальченко и др. М., 1996; или другие источники.
12. Шепелев Л.Е. Чиновный мир России XVIII - начало XX в. Санкт-Петербург, 1999.
13. Эйдельман Н.Я. “Революция сверху” в России. М., 1989.
- Пояснительная записка
- Программа учебного курса «история» (на основе Федерального стандарта) Введение
- Народы и древнейшие государства на территории России
- Становление государственности Руси
- Московская Русь
- Императорская Россия XVIII века
- Российская империя на пути к индустриальному обществу
- Россия в мировых войнах. Формирование и развитие советской общественной системы
- Советский Союз и Россия во второй половине хх века
- Советский Союз в 1985-1991 гг.
- Заключение
- Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников
- Методические рекомендации по отдельным видам самостоятельной работы студентов
- Рекомендуемые учебники и учебные пособия
- Рекомендуемая справочная литература
- Источники информации в сети Интернет
- Планы семинарских занятий введение
- Методические советы
- 1. История как наука: предмет, принципы, методы, источники:
- 2. Основные концепции исторического развития и их представители:
- 3. История в жизни современного человека:
- Тема 1. Древняя русь: социально-политическое развитие IX–XII вв.
- Методические советы
- 1. Государственная власть в Древней Руси:
- 2. Социально-экономическое развитие Древней Руси:
- Тема 2. Раздробленность на руси (вторая половина XII–XIV вв.)
- Методические советы
- 1. Децентрализация Древнерусского государства: причины, последствия:
- 2. Характеристика основных политических и хозяйственных центров Руси периода раздробленности.
- Тема 3. Возникновение московского государства
- Методические советы
- 1.Факторы возвышения Московского княжества:
- 2. Деятельность московских князей по укреплению княжества:
- 3. Иван III и Василий III. Создание Московского государства. Формирование централизованного аппарата государственной власти. Поместная система:
- Тема 4. Московское государство при иване IV
- Методические советы
- 1. Московское государство к середине XVI века: уровень экономического и социально-политического развития:
- 2. Реформы Избранной Рады:
- 3. Политика Ивана IV после роспуска Избранной Рады:
- Тема 5. Россия во второй половине XVII века
- Методические советы
- 1. Социальные отношения в середине и во второй половине XVII века. Народные движения. Степан Разин:
- 2. Политический строй России. Упадок сословно-представительной монархии:
- 3. Итоги развития России в XVII веке:
- Тема 6. Петр I
- 3. Значение реформ для развития России:
- Тема 7. Эпоха екатерины II
- Методические советы
- 1.Сословная политика Екатерины II:
- 2. Российский абсолютизм: сущность и национальные особенности:
- Тема 8. Отмена крепостного права в россии
- Методические советы
- 2. Подготовка проектов крестьянской реформы:
- 3. Реализация реформы: личное освобождение, наделение крестьян землей и крестьянское самоуправление:
- 4. Значение крестьянской реформы:
- 5. Либеральные реформы 60-70-х гг.: анализ и оценка
- Тема 9. Первая российская революция
- Методические советы
- 1. Первая демократическая революция в России: особенности и историческое значение:
- 2.Политические маневры самодержавия:
- 3. Политические партии в период первой демократической революции:
- Тема 10. 1917 год: выбор путей общественного развития
- Методические советы
- 1. Февральская революция 1917 года:
- 2. Россия от Февраля к Октябрю 1917 года: кризисы власти и альтернативы развития:
- 3. События октября 1917 года и причины победы большевиков:
- Тема 11. Советское общество в 1930-е гг.
- Методические советы
- 1. Индустриализация ссср:
- 2. Коллективизация сельского хозяйства:
- 3. Индустриализация и коллективизация – экономическая база советского тоталитаризма:
- Тема 12. Советское общество во второй половине 1960 – начале 1980-х годов
- Методические советы
- 1.Политический компромисс 1964–1968 гг.:
- 2.Политическая стабилизация советского общества в 1968–1982 гг.:
- 3.Общественно-политическая оппозиция в ссср
- Тема 13. Советский союз периода перестройки
- Методические советы
- 1.Политика “гласности”, появление новых общественно-политических движений:
- 2. Изменения органов государственной власти:
- 3. “Путч” августа 1991 года:
- Тема 14. Современная россия (1990-е и начало 2000-х гг.)
- Методические советы
- 3.Парламентские и президентские выборы в России в 1990-е годы и их результаты:
- Контрольные вопросы к дифференцированному зачёту / экзамену по дисциплине «История»
- Приложение 1. Оформление титульного листа рецензии/эссе
- Рецензия
- 2012 Приложение 2. Список статей для рецензирования