logo
политология

Вопрос 4. Основные методы политологии и их характеристика

Становление политологии как самостоятельной науки стало возможным в значитель-ной степени благодаря накоплению и совершенствованию различных методов исследований сферы политики и власти.

Словари определяют их как способы и приемы, которые данная наука использует при исследовании своего предмета. Направленность исследования, его критерии оценок или, другими словами, поиск опорных точек при осмыслении политических явлений определя-ются мировоззренческими принципами. Совокупность научных методов и принципов пред-ставляет собой различные направления, или подходы, в современной политической науке. Классификации их чрезвычайно разнообразны, но наиболее значимыми можно считать сле-дующие устоявшиеся направления.

Нормативно-ценностный подход – предполагает оценку политических явлений с точки зрения их соответствия сложившимся представлениям о добре и зле, справедливости, общем благе и тому подобным нравственным критериям. Этот подход ориентирует на выработку идеала политического устройства и способов его осуществления в жизни. Он требует исхо-дить из должного или желаемого, из этических норм и ценностей и на их основе строить политическую жизнь. Это один из самых древних подходов: он лежал в основе конфуциан-ства и его политического осмысления мира, им пользовались древнегреческие мыслители, в значительной степени на него опирались представители эпохи Просвещения с их стрем-лением к созданию гуманистической организации власти. В сочетании с другими норма-тивно-ценностный подход не утратил своего значения и сегодня, так как он вносит в поли-тологию нравственное начало, без которого наука может стать опасным орудием. Особенно широко им продолжают пользоваться представители ценностного консерватизма и христи-анские демократы, которые оценивают политические явления прежде всего через призму их соответствия морально-нравственным и религиозным устоям общества. Однако еще в XIX в. нормативно-ценностный подход стал подвергаться серьезной критике. В его русле часто рождались различного рода утопии, ведущие к умозрительным и надуманным поли-тическим проектам, не имеющим под собой реальной почвы. Его главный недостаток – это оторванность идеалов от конкретной политической жизни.

Социологический подход – предполагает выяснение всесторонней зависимости поли-тики от общества, от его социальноэкономического состояния, от взаимоотношения раз-личных слоев социальной структуры. Социологические методы по праву занимают одно из центральных мест в политической науке, показывая закономерность связей и взаимообу-словленность политики и всех других сфер общественной жизни. Однако абсолютизация данного подхода ведет к умалению значения природы собственно политических механиз-мов.

Позитивистский подход (позитивизм – положительное знание). Отдельные элементы его использовались с древности, но как научный подход позитивизм сложился в XIX в. и свя-зан с именем Огюста Конта (1798–1857). Он первым предложил очертить границы научного знания об обществе фиксированием точных связей между конкретными явлениями, полити-ческими функциями и институтами. Другими словами – акцентировать внимание на реаль-ностях, на конкретных процессах, а не на отвлеченных идеях и теориях. Для их исследова-ния Конт предлагал использовать позитивные методы: наблюдения, сравнения, историзма и эксперимента. Методы наблюдения должны придавать материалам исследования характер объективности. Сравнительные методы позволяют сопоставлять политическую жизнь наро-

8

Н. А. Лучков. «Ответы на экзаменационные вопросы по политологии»

дов, живущих в одно время. Исторический метод дает возможность проследить эволюцию последовательных различных состояний человечества. Эксперимент позволяет смоделиро-вать на основании позитивных знаний различные политические ситуации.

Позитивизм оказал очень большое влияние на развитие политической науки и в обнов-ленном виде используется сегодня как неопозитивизм. Его особенность – в акцентировании внимания на сциентизме (знание), т. е. на точности методов политического анализа, их мак-симальной математизации и сближении с методами естественных наук. Для этого неопози-тивисты считают необходимым дистанцироваться от идеологий и каких-либо иных полити-ческих влияний.

Параллельно с позитивизмом в XIX в. сформировался утилитаризм (полезность). Его основоположниками стали И. Бентам (1748–1832) и Д.С. Милль (1806–1873). Бентам отри-цал возможность познания законов общественного развития. Мерилом всех вещей он счи-тал интересы реального человека, которому свойственно стремление к меньшим страданиям

большим удовольствиям. Поэтому для политика важно не отстаивание идеалов справед-ливости, а обоснование и претворение конкретных прагматических мероприятий. Согласно Миллю моральная ценность политических действий определяется их полезностью. Тем самым создавалось основание для разрешения противоречий между моралью и политикой. Макиавелли, как правило, отделял политические оценки от морали. Милль считал: морально все, что полезно.

началу XX в. на основе соединения утилитаризма и позитивизма сложился праг-матизм. По мнению прагматиков, объективных критериев истины не существует. Поэтому задача политической науки не исчерпывается изучением политических идей и действий, а состоит в изучении их последствий. В соответствии с прагматизмом и в жизни, и в политике человек может выбрать любую форму поведения, не связывая себя абстрактными мораль-ными нормами и политическими убеждениями. Нравственная и политическая оценки пове-дения зависят от успешности решения конкретных проблем с учетом конкретно-историче-ских обстоятельств.

В конце XIX – начале XX вв. все большее значение в политической науке стали играть подходы, которые условно можно назвать «биологическими».

Антропологический подход в определенном смысле возник как реакция на ограничен-ность социологических методов, объясняющих политику различными социальными фак-торами. Антропологический подход объясняет ее природой человека как биологического родового существа, имеющего совокупность физиологических, социальных и духовных потребностей. Поэтому при анализе политических явлений сторонники данного подхода исходят из следующих принципов:

1) неизменности родовых качеств человека как существа биологического, социального

разумного, обладающего свободой выбора;

универсальности человека независимо от расовых, национальных, социальных и иных различий;

неотъемлемости естественных прав человека и их приоритета по отношению к принципам устройства и деятельности государства. Данный подход сделал возможным изу-чение проблем связи типа человека (т. е. устойчивых черт его интеллекта, психики) и поли-тической жизни, влияния национального характера на политическое развитие. И наоборот, воздействия одной политической культуры на другую и пределы их заимствований, роли традиций и обычаев в сфере управления людьми, антропологических оснований в оформ-лении политической жизни и др. Он требует исследования не только влияния социальной среды и разумных мотивов поведения, но и факторов воздействия, обусловленных челове-ческой природой. Однако антропологический подход также страдает определенной ограни-

9

Н. А. Лучков. «Ответы на экзаменационные вопросы по политологии»

ченностью. Он практически исключает возможность прогнозирования в политике, так как не позволяет приходить к четким и однозначным выводам.

Психологический подход является близким к антропологическому, хотя выделяется в качестве самостоятельного. Общим для них является требование исходить в анализе поли-тических отношений из человеческого фактора. Однако в отличие от антропологизма, кото-рый лишь частично подкрепляется эмпирическими данными, оставаясь во многом частью философии политики, психологизм стремится опираться на позитивные данные. В его рам-ках ведется разработка единиц измерения поведенческих реакций, с помощью которых ста-новится возможным проведение широких психометрических, конкретных исследований. Кроме того, психологизм не ограничивается изучением человека как представителя рода, а обращается к анализу конкретных особенностей индивидуального развития.

Наряду с изучением субъективных механизмов политического поведения людей, их интеллектуальных способностей, темперамента, индивидуальных черт характера психоло-гический подход акцентирует внимание также на выяснении типичных механизмов психо-логических мотиваций, роли подсознательных факторов в политической жизни. Их изучение особенно важно в отношении авторитарных режимов, где личностные особенности лиде-ров фактически не ограничиваются процедурными демократическими механизмами, а дей-ствуют напрямую. Но и в самом демократическом государстве изучение психологических детерминант играет очень большую роль в объяснении политического поведения людей.

Механизмы подсознательной мотивации исследовали уже Г. Лейбниц и Б. Спиноза, но особенно сильный толчок это направление получило в связи с исследованиями З. Фрейда. По его мнению, в основе действий человека лежат бессознательные влечения к наслаждению сексуального свойства (либидо). Но они вступают в противоречие с распространенными социальными ограничениями. Возникающие на этой почве неудовлетворенность и внутрен-ние конфликты приводят к сублимации (т. е. переключению) энергии инстинктов в различ-ные области жизнедеятельности, в том числе и в социально-политическую сферу. Современ-ные последователи Фрейда (неофрейдисты) продолжают занимать важнейшее место среди многообразия направлений психологического подхода.

В целом психологизм играет значительную роль в исследовании политической сферы по ряду направлений: воздействие психологических факторов на разработку, принятие поли-тических решений и на их восприятие гражданами; психические процессы динамики обще-ственного мнения и поиск путей воздействия на настроения граждан; оптимизация образа власти или политической системы; создание психологических портретов лидеров и многое другое. Большое значение имеет анализ зависимости политического поведения граждан от их включения в социальную среду, а также исследование психологических характеристик различных социальных групп (этносов, классов, групп интересов, толпы, половозрастных групп и т. п.). Результаты данных исследований заняли прочное положение в практической политологии, прежде всего в проведении избирательных кампаний.

Параллельно с данным подходом развивалось другое направление исследований. Оно соединило успехи психологической науки с позитивистским и прагматическим подходами. В результате возник бихевиоризм (от англ. слова «бихевиори», означающего «поведение»), т. е. это поведенческий подход, в центре которого стоит изучение правил, границ и мотивов политического поведения. Значительное место бихевиоризм занимает в политологии США. Его сторонники исходят из следующих посылок:

а) политика как социальное явление носит прежде всего индивидуальный характер, все групповые формы политической деятельности можно вывести из анализа политического поведения индивидов, объединенных групповыми связями;

б) господствующими мотивами в политике являются психические по своему проис-хождению ориентации;

10

Н. А. Лучков. «Ответы на экзаменационные вопросы по политологии»

в) индивиды по-разному проявляют свои психические состояния и эмоции в значимых для них политических явлениях и процессах.

С 1920-х и по 1960-е гг. бихевиоризм был господствующим направлением в американ-ской политологии и получил широкое распространение в политической науке других стран.

этот период его идеи сводились к следующему:

объектом исследования политолога должны быть не законодательные нормы и формальные моменты политической организации общества, не политические идеи и про-граммы, не общество и политика в целом, а действия людей, направленные на достижение своих конкретных политических целей;

подлинно научную ценность имеют не теоретические исследования, а эмпирические факты, соответствующим образом обработанные;

применение методов других наук, в том числе естественных и точных, к анализу политических явлений не только допустимо, но и необходимо;

обязательным условием научности исследования является верификация, т. е. про-верка исходных материалов и выводов на достоверность, а также воспроизводство исследо-вательских процедур, т. е. унификация методик сбора и исследования материалов;

систематичность – непрерывность исследования, которое должно быть постоянным;

моральные оценки политических решений и сами эмпирические решения должны разграничиваться, политология должна исключать моральную сторону при анализе полити-ческих действий как неопределенную и субъективную;

политология должна быть «чистой» наукой, т. е. ученому, чтобы быть объективным, нельзя связывать себя с какой-либо политической позицией.

В центре внимания бихевиористов – политическое действие, преобразование инфор-мации в политическую волю, опирающуюся на государственные механизмы. Политический процесс видится ими как взаимодействие и соперничество групп, заинтересованных в обла-дании ресурсами власти. На этой основе строятся модели поведения в типичной политиче-ской ситуации. Тем не менее во всех случаях объектом изучения являются поведение реаль-ных конкретных людей и конкретные мотивации деятельности индивида. Причем из всего многообразия мотивов и импульсов, влияющих на поведение людей, бихевиористы выде-ляют непреходящую первооснову – интересы.

Сильная сторона бихевиоризма заключалась прежде всего в практической значимости исследований для конкретной политической деятельности, в отказе от поиска определяю-щего воздействия какого-либо одного фактора на поведение человека. В то же время бег-ство от теоретического обобщения, отказ от познания устойчивых и глубинных закономер-ностей политической жизни показали недостаточность и односторонность данного подхода.

конце 1960-х гг. его влияние ослабло, но в 1970-е гг. произошло возрождение постбихеви-оризма. Его сторонники внесли ряд изменений в концепцию предшественников:

главным в политической науке является ее применимость – этот принцип остался неизменным;

была признана важность теоретических знаний, так как познание сущности поли-тических явлений может предшествовать технике их конкретного исследования;

задача политологии не столько в том, чтобы описывать и анализировать те или иные факты, сколько в том, чтобы истолковывать их с точки зрения необходимости совершенство-вания общества;

стала признаваться связь с идеологией, постбихевиоризм провозгласил себя идео-логией эмпирического консерватизма;

ученые должны нести ответственность перед обществом за методы и выводы иссле-дования с точки зрения сохранения и приумножения существующих ценностей цивилиза-ции;

11

Н. А. Лучков. «Ответы на экзаменационные вопросы по политологии»

6) было признано несостоятельным полное отождествление политологии с естествен-ными науками, произошло примирение постбихевиоризма с политической философией.

В обновленном виде постбихевиоризм остается одним из ведущих направлений совре-менной политологии.

Еще одним фундаментальным направлением является системнофункциональный под-ход, его различные разновидности. Суть данного подхода заключается в рассмотрении поли-тики как некоей целостности, т. е. системы. Она обладает сложной структурой, каждый эле-мент которой (как подсистема) имеет определенное назначение и выполняет определенные функции (или роли) по удовлетворению соответствующих потребностей системы. Развитие системно-функционального подхода было связано со стремлением к построению целостной картины общества и преодолению чрезмерного эмпиризма политической науки.

Кроме того, системно-функциональный подход позволяет выделить любую сложную подсистему в качестве самостоятельного объекта изучения и разложить ее на отдельные структурные элементы со своими функциями. Например, государственную систему вла-сти можно разделить на подсистемы как по вертикали (законодательная, исполнительная и судебная), так и по горизонтали (федеральная, республиканская, областная, районная). Но любую из них, например Федеральное Собрание, также можно разделить на подсистемы: Совет Федерации и Государственная Дума, партийные фракции, различные комитеты и комиссии и т. д. Поэтому институциональный подход, который часто отмечают как самосто-ятельный, можно отнести к разновидности системно-функционального подхода. Обращение к анализу основных политических институтов, т. е. государства, его властных структур, пар-тий, общественных движений и тому подобных можно рассматривать с точки зрения изуче-ния их как систем с определенными функциями.

К недостаткам системно-функционального подхода относится то, что без внимания остаются индивидуальные факторы в политике, личные конфликты, которыми полна поли-тическая жизнь. Индивид рассматривается только как исполнитель функций, играющий определенную роль в рамках данной системы. Кроме того, сторонников данного подхода критикуют за чрезмерный схематизм и формализм в изучении сложных политических явле-ний.

Наряду с рассмотренными выше методами в политологии используются многие дру-гие: логические (анализ и синтез, индукция и дедукция, эксперимент, моделирование и т. п.), сравнительные, исторические, методы эмпирических исследований.

Все это многообразие подходов и методов в политической науке со всеми их достоин-ствами и недостатками свидетельствует о том, что познание сути политических явлений и процессов не может быть одномерным и однолинейным. Необходимо учитывать и исполь-зовать все богатство накопленной методологии, чтобы знания могли давать практическую и целенаправленную отдачу.

Многообразие подходов усиливается особенностями политической науки различных стран. Вместе с тем, особенно за последние десятилетия, в результате усиления коммуника-тивных связей, компьютеризации происходит взаимовлияние и взаимообогащение ведущих направлений и методологий политической науки.

Если в первой половине XX в. в развитии политологии превалировала идея совершен-ствования методов и способов исследований, то во второй половине развитие пошло по пути конкретизации предметов исследований. Общим продолжает оставаться усиление прагма-тической направленности политологии и повышение роли ее прикладных отраслей.

12

Н. А. Лучков. «Ответы на экзаменационные вопросы по политологии»