25. Славянофильство и западничество во второй четверти XIX века
Идеологами славянофилов были А.Хомяков, Ю. Самарин, братья Аксаковы и братья Кириевские.
Славянофилы были сторонниками самобытного пути России, считали, что необходимо быть во всем русскими: в устройстве государства и быта, в организации труда, в философии, литературе и т.д. При этом они не отрицали достижений европейской цивилизации, но выступали против продолжения безоглядной европеизации, начатой Петром I, как пути, гибельного для России. Порождением западнических нововведений они считали крепостничество и полицейско-бюрократическое государство.
Главными основами русской самобытности славянофилы считали общинные формы организации жизни, земские формы правления, православие. Соборность - главный принцип православия - противостоит началам индивидуализма и в то же время обеспечивает развитие личности. Чуждое русской традиции крепостное право должно быть ликвидировано.
Славянофилы отрицали самодержавие, но были против конституции по западному образцу, выступали за созыв совещательного Земского собора как выразителя народного мнения перед царем. В этом они видели возвращение к исконно русским началам государственности, которые К.Аксаков формулировал так: "Правительству - право действия, и, следовательно, закона. Народу - сила мнения, и, следовательно, слова".
Славянофилы были представителями либерального дворянства, дальновидно искавшими выход из тупика, чтобы избежать в России революционного взрыва по западному образцу. Безусловно, они идеализировали прошлое России, но их борьба против низкопоклонства перед Западом имела большое историческое значение.
Виднейшими представителями западников были П.Анненков, И.Вернадский, Т.Грановский, Б.Чичерин, С.Соловьев. Они были едины со славянофилами в том, что Россия нуждается в глубоких переменах, связанных с ее социально-политическим строем. Однако западники критиковали славянофилов за противопоставление России Западу. Они считали, что русская культура - одна из европейских культур, только сильно отставшая. Задача состоит в том, чтобы продолжать движение по пути европеизации, с тем, чтобы догнать Запад, а затем и обойти его. Западники идеализировали парламентские порядки западноевропейских стран, выступали за конституционную монархию.
Таким образом, славянофилы и западники были едины в своем патриотизме, в отрицании самодержавного деспотизма и крепостничества. Разногласия заключались в выборе путей движения к цели. Объединяло их отрицание революционных методов борьбы, установка на проведение реформ сверху. Все это говорит о том, что и славянофилы и западники представляли два течения одного идейно-политического направления - либерализма.
- 1. Восточные славяне в древности
- 2. Древнерусское государство
- 3. Культура Киевской Руси
- 4. Формирование новых центров государственности и особенности их развития
- 5. Монголо-татарское нашествие на Русь и его последствия
- 6.Какие последствия монголо-татарского нашествия, ига?
- 7. Альтернативы объединения русских земель в XIV в. Возвышение Москвы (до середины XV в)
- 8. Образование единого русского государства России (сер. XV – начало XVI)
- 9. Россия в эпоху Ивана IV (Грозного)
- 10. Внешняя политика Ивана IV
- 11. Смутное время в истории России (конец XVI – начало XVII)
- 13. Экономическое развитие России в XVII веке
- 14. Культура России в XVII веке
- 15. Реформы Петра I
- Реформа государственного управления Петра I
- Судебная реформа Петра I
- Церковная реформа Петра I
- Финансовые реформы Петра I
- Социальные реформы Петра I Реформа образования Петра I
- Реформы Петра I в культуре
- Медицинские реформы Петра I
- Социально-экономические реформы Петра I
- Военные реформы Петра 1
- Итоги реформ Петра I
- Особенности реформ Петра I
- Причины реформ Петра I
- Предпосылки реформ Петра I
- 16. Внешняя политика Петра I
- 17. Эпоха дворцовых переворотов (в 1725-1762)
- 18. Екатерина II Политика «просвещенного абсолютизма»
- 19. Внешняя политика Екатерины II
- 20. Правление Павла I
- 21. Культура России XVIII веке
- 22. Внутренняя политика Александра I Внутренняя политика до Отечественной войны
- Внутренняя политика после Отечественной войны
- 23. Внешняя политика Александра I
- Основное направление внешней политики
- Восточный вопрос
- 24. Движение декабристов
- 25. Славянофильство и западничество во второй четверти XIX века
- 26. Внутренняя политика Николая I
- 27. Внешняя политика Николая I
- 28. Великие реформы Александра II
- 29. Внешняя политика Александра II
- 30. Народничество и социал-демократизм
- Анархическое (бунтарское) направление
- Пропагандистское направление
- Заговорщическое направление
- 31. Консервативные и либеральные направления во второй половине 19 века
- 32. Культура России 19 века
- 33. Внутренняя и внешняя политика Александра III Внутренняя политика Александра III
- Земская реформа Александра III:
- Судебная реформа Александра III
- Крестьянская реформа Александра III
- Военная реформа Александра III
- Социальная политика Александра III
- Внешняя политика Александра III
- Экономическая политика Александра III
- Итоги правления Александра III
- 34. Россия на рубеже 19-20 веков. Политика Николая 2
- 35. «Серебряный» век русской культуры (конец XIX - начало XX веков)
- 37. Революция 1905 -1907 гг в России
- 38. Модернизация в 1907-1914. Реформы Столыпина
- 39. Россия в первой мировой войне 1914-1918
- 40. Февральская революция 1917 года
- 41. Альтернативы развития России после 1917 года
- 42. Гражданская война в России
- 43. Установление советской власти. Политика военного коммунизма
- 44. Новая экономическая политика большевиков (1921-1928)
- 45. Формирование тоталитарного режима ссср в 20-30 годы
- 51. Реформы Хрущева
- 52. Ссср в 60-80 годы
- 53.Реформирование социализма ссср
- 54.Россия на современном этапе
- Этапы развития современного российского общества
- К негативным последствиям этого периода можно отнести:
- К положительным последствиям рассматриваемого этапа можно отнести: