logo search
Раб прогр кубан, ФГОС 5-9

8 Класс (34 часа)

Раздел, тема

Основное содержание по темам

Кол-во часов

Характеристика

основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

1

Введение.Итоги социально – экономического и политического развития Кубани к началу XIX века

Итоги социально-экономического и политического развития Кубани к началу XIX в.

Особенности развития России в XIX в. Кризис традиционного обще­ства. Черты эпохи модернизации. Россия в системе международных от­ношений.

Народы Кубани в многонациональном Российском государстве в XIX в. Формирование основ гражданского, национального сознания. Взаимовыгодное сотрудничество и общность исторических судеб народов Кубани. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь в период присоединения региона к России.

1 час

Раскрывать специфические исторические и кубановедческие термины. Участвовать в дискуссии о том, для чего нужно знать историю края, социально – экономические особенности региона в различные исторические периоды

Раздел 1. Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья (11 часов)

2

Освоение Кубанских степей

«Народная» и «правительственная» колонизация. Рост населения в регионе. Иногороднее и оседлое крестьянство Кубани и Черноморья. Расширение национального состава населения Черномории (Северо-За- падная Кубань): адыги, восточнославянское население, молдаване, крымские татары, греческие, армянские и грузинские поселенцы. Немецкие, польские и чешские колонисты. Элементы урбанизации. Заселение северо-восточной части Кубани. Укрепление Старой линии. Станицы Тифлисская (ныне Тбилисская), Ладожская, Казанская, Темижбекская, Воронежская.

Хозяйство. Основные отрасли производства. Особенности землепользования. Экстенсивное земледелие. Скотоводство. Зарождение мелкой, кустарной промышленности. Торговые связи.

1 час

Анализировать учебный материал. Давать характеристику историческим и современным источникам информацию, классифицировать и структурировать полученную информацию, анализировать ее.

Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.

Исследовать географию Краснодарского края по исторической карте и географической картам. Выделить и прокомментировать основные виды хозяйственной деятельности населения края.Раскрывать смысл понятий темы.

Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов

3

Языковое разнообразие Кубани и Черноморья.

Коммуникативные, интегративные, культурно-познавательные свойства языка. Кавказские, тюркские, семитские, финно-угорские и индоевропейские языки на территории края. Диалекты и говоры славянского населения Кубани и Черноморья и их значение в развитии языка и культуры, жанров фольклора. География говоров Кубани (с южнорусской основой, с украинской основой). Особенности разговорной речи восточнославянского населения Черноморского побережья.

1 час

4

Лексика кубанских говоров.

Особенности кубанских говоров. Диалектизмы. Этнографическая лексика. Местные названия видов рельефа, дорог, пастбищ, атмосферных явлений, грибов, ягод, растений, животных, птиц, построек, предметов быта, одежды, обуви и т. д. (изучение одной из лексико-тематических групп - по выбору учителя).

Местные названия понятий родства, обрядов, праздников, обычаев, коллективных трудовых процессов {изучение одной из лексико-тематических групп - по выбору учителя).

Топонимика Кубани. Краткие сведения из истории географических названий.

Использование диалектизмов в художественных произведениях ку­банских авторов.

1 час

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их.

Работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

Искать в сети Интернет информацию о находках археологов. Составлять тестовые задания, самостоятельно задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).

5

Повседневность и верования народов Кубани.

Казачьи традиции и уклад жизни. Военное мастерство. Особенности семейного быта. Воспитание детей.

Традиционная культура иногороднего крестьянства Кубани. Культура нерусских колонистов (немцы, чехи, молдаване, греки, армяне, болгары).

1 час

6

Материальная культура казачества. Черноморцы. Поселения и жилища.

Черноморцы. Поселения и жилище. Курени (станицы), защитные ограждения, постройки военного назначения. Общественные здания. Городская архитектура. Застройка казачьей усадьбы. Строительный мате­риал и технологии. Типы жилища. Мебель, домашняя утварь.

Линейные кубанские казаки (русская этнографическая группа). Поселения (станицы). Расположение и застройка. Типы двора, изгородей. Жилище. Материал и архитектурно-конструктивные приёмы. Внутреннее убранство дома.

Предметы декоративно-прикладного искусства (керамика, вышивка, вязание кружев, ткачество; плетение из лозы, соломы, листьев кукурузных початков; резьба по дереву, ковань, роспись). Одежда казака и казачки, украшения (общее и особенное у черноморских и линейных казаков). Костюм как отражение социального статуса его обладателя.

Традиционная кухня.

1 час

7

Линейные кубанские казаки (русская этнографическая группа). Поселения.

Обрядовые традиции

Музыка народов многонациональной Кубани. Взаимопроникновение элементов русской, украинской и неславянских традиционных культур.

Песни и танцы черноморских и линейных казаков: черты сходства и различия. Музыкальные образы родного края. Песенное воплощение темы патриотизма. Исторические песни. Своеобразие шуточных и плясовых песен черноморцев. Лирические песни линейцев. Строевые и походные песни.

Особенности костюмов исполнителей, певческой манеры, танцевальных движений. Народные музыкальные инструменты.

Музыкальная культура, танцевальная музыка, традиционные ин­струменты и мелодии народов Кубани.

Разнообразие обрядового фольклора. Православные праздники и обряды на Кубани. Рождественские колядки и щедровки, святки. Свадебный обряд, его своеобразие; поэтичность, лиризм свадебных песен. Обряд проводов казаков на службу.

1 час

8

Предметы декоративно – прикладного искусства.

1 час

9

Богатство музыкального кубанского фольклора. Обрядовые традиции.

1 час

10

Музыка народов многонациональной Кубани.

1 час

11

Музыкальная культура, танцевальная музыка, традиционные инструменты и мелодии народов Кубани

12

Разнообразие обрядового фольклора

1 час

Итоговое повторение и проектная деятельность

4 часа

13

Быт, материальная, духовная и художественная культура жителей Кубани.

Быт, материальная, духовная и художественная культура жителей Кубани. Взаимодействие различных этносов. Начало формирования новой этнокультуры. Знакомство с мастерами декоративно-прикладного искусства, фольклорными коллективами г. Армавира. Посещение Армавирского краеведческого музея

1 час

Систематизировать и структурировать полученные знания. На основе имеющихся и новых знаний составить подготовить материал для обсуждения на семинаре «Взаимодействие различных этносов. Начало формирования новой этнокультуры»

14

Семинар «Взаимодействие различных этносов.Начало формирования новой этнокультуры»

1 час

15

Знакомство с мастерами декоративно-прикладного искусства, фольклорными коллективами г. Армавира

1 час

16

Посещение Армавирского краеведческого музея

1 час

Раздел 2. Страницы истории Кубани первой половины XIX в. (4 часа)

17

Черноморцы в Отечественной войне 1812 г.

Казачьи формирования в войне с Наполеоном. Участие гвардейской Черноморской казачьей сотни и 9-го пешего Черноморского казачьего полка в Заграничном походе русской армии. Казачья воинская доблесть. Казаки-герои А.Ф. Бурсак, П.Ф. Бурсак, А.Д. Безкровный, Н.С. Заводовский.

1 час

Структурировать и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их.

Работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Составлять сложный план и опорный конспект по предлагаемому учебному материалу

Искать и критически осмысливать в сети Интернет информацию о находках археологов. Составлять шарады, кроссворды, выполнять творческие и исследовательские задачи и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).

18

Декабристы на Кубани.

Кавказская ссылка декабристов. Д.А. Арцыбашев, А.А. Бестужев - Марлинский, А.И. Одоевский, М.М. Нарышкин и др. Служба в армии, участие в строительстве фортов, укреплений, дорог. Отношения с местным населением. Просветительская деятельность. Вклад в историю, экономику и культуру Кубани.

1 час

19

Кавказ в международной политике первой половины XIX в.

Укрепление позиций России на Кавказе. Обострение «восточного во­проса». Интересы Англии и Франции. Русско-турецкие войны 1806 - 1812 и 1828 - 1829 гг. Борьба за Анапу - ключ от азиатских берегов Чёрного моря. А.Д. Безкровный. Закрепление восточного берега Чёрного моря от устья Кубани до крепости Св. Николая (граница с Аджарией) «в вечном владении Российской Империи».

Кавказская война (1817 - 1864). Геополитические интересы России в Закубанье. Строительство русских укреплений. Попытка установления мирных отношений с закубанскими горцами: меновые дворы. Борьба русского правительства с работорговлей. Организация крейсерской службы: удачи и просчёты. М.П. Лазарев. Создание Черноморской береговой линии. А.А. Вельяминов. Н.Н. Раевский. Объединение отдельных полков линейных казаков в Кавказское линейное казачье войско (1832). Посещение Николаем I Геленджикской бухты и Анапы. Активизация боевых действий в районе Черноморской береговой линии. Обустройство Новой линии (Темиргоевское, Зассовское и другие укрепления).

Адыгское общество в условиях противостояния России. Раскол горцев на сторонников пророссийской ориентации, поборников вхождения в правоверную Турцию, борцов за независимость Черкесии. Шамиль. Хаджи-Мухаммед (Магомет). Сулейман Эфенди. Мухаммед- Амин. Создание военно-религиозного государства. «Война против не­верных».

Северо-Западный Кавказ во время Крымской войны (1853 - 1856). Кавказский театр военных действий. Экспедиция русских войск в Геленджик. Боевая доблесть казаков-пластунов при обороне Севастополя. Фанагорийская экспедиция. Ликвидация укреплений Черноморской береговой линии. Сефер-бей. Завершающий этап Кавказской войны. Судьбы горских лидеров.

Создание Кубанской области (Черномория, западная часть Кавказской линии, Закубанье; центр - Екатеринодар). Образование Кубанского казачьего войска (1860).

Последние очаги Кавказской войны. Вмешательство англо-турецкой дипломатии. Попытки создания независимой Черкесии. Приезд на Кубань императора Александра II (1861). Присоединение Закубанья к России: его последствия, геополитическое и историческое значение. Переселение горцев в Турцию (мухаджирство).

Дискуссионные вопросы истории Кавказской войны.

1 час

20

Кавказ в международной политике середины XIX в.

1 час

Раздел 3. Кубанские страницы русской классики. Литература Кубани (2 часа)

21

Русские писатели первой половины XIX в. о Кубани

События, связанные с Тмутараканским княжеством, в «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина. А.С. Пушкин на земле Кубани. «Кубанский» фрагмент письма Л.С. Пушкину (сентябрь 1820 г). Упоминание Тамани в поэме «Кавказский пленник». Авторское примечание к поэме, посвященное поединку Мстислава и Редеди. План поэмы о Мстиславе. «Кубанские равнины» и Тамань в ранней редакции «Путешествия Онегина». Тема Кубани в поэме «Тазит». Кубанская тематика в авторских примечаниях к «Истории Пугачёва» и в статье «Об "Истории Пугачёвского бунта"».

Кубань в заметках и письмах А.С. Грибоедова. «Кубанская глава» повести А.А. Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек». Бестужев на Кубани. Работа над повестью «Он был убит». Реальные события и печаль­ные «чувствования» романтика. «Адлерская песня»: мотивы солдатского фольклора в произведении. А.И. Одоевский и А.И. Полежаев на Кубани.

М.Ю. Лермонтов и Кубань. Повесть «Тамань». Поэтичность произведения, точный и выразительный язык. «Поэтический портрет» Кубани в стихотворении, посвящённом памяти А.И. Одоевского.

1 час

Структурировать и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

Искать в сети Интернет информацию о находках археологов. Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с одноклассниками).

22

Становление литературы Кубани

К.В. Россинский - поэт, проповедник, поборник просвещения. Стихотворная речь от 4 января 1804 г.

Я.Г. Кухаренко - первый историк и первый писатель Кубани. Очерки и рассказы: «Казак-Мамай», «Вороной конь», «Овцы и чабаны в Черномории», «Пластуны». Я.Г. Кухаренко - драматург («Черноморский побыт на Кубани»),

1 час

Раздел 4. Кубань в пореформенный период (4 часа)

23

Преобразования на Кубани в период общероссийских реформ

Российская модель перехода от традиционного к индустриальному обществу. Особенности отмены крепостного права и земельные преобразования на Кубани. Административно-территориальное устройство в 1864 - 1900 гг. Утверждение герба Кубанской области (1874). Структура Кубанской области. Создание Черноморского округа (1866) и Черноморской губернии с центром в Новороссийске (1896). Система судопроизводства. Введение в городах Екатеринодаре и Темрюке. Регламентация военной службы казаков.

1 час

Характеризовать особенности исторических преобразований на Кубани в пореформенный период. Изучать по произведениям литературы исторические этапы развития региона.

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Уметь анализировать предоставляемую учителем информацию

24

Хозяйственно – экономический потенциал Кубани во второй половине XIX в.

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Место Кубани среди аграрных окраин России.

Рост населения в регионе. Изменения в землепользовании.

Формирование инфраструктуры. Развитие железнодорожного транспорта. Общество Ростово-Владикавказской железной дороги. Шоссейное строительство. Начало судоходства на Кубани.

Основные направления развития сельского хозяйства. Кубанские предприниматели: Р.В. Штейнгель, Мазаевы, братья Николенко и др.

Становление промышленности. Процесс урбанизации. Формирование торгово-промышленной буржуазии: А.Н. Новосильцев, В.П. Ливен, A.M. Ерошов, Я.В. Попов и др. Развитие рыночных отношений. Место продукции Кубани на российском и мировом рынках.

1 час

Характеризовать особенности исторических преобразований на Кубани в пореформенный период. Изучать по произведениям литературы исторические этапы развития региона.

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Уметь анализировать предоставляемую учителем информацию

25

Кубанцы в русско – турецкой войне 1877 – 1878 гг.

Казачьи формирования в составе русской армии. Подвиг кубанцев на Балканском и Кавказском фронтах: Тырново, Баязет, Марухский перевал, Шипкинский перевал, Плевна. Герои-кубанцы: С.Я. Кухаренко, П.Д. Бабыч, Е.Д. Фелицын. Признание воинской доблести Кубанского казачьего войска - Георгиевское знамя с надписью «За отличие в турецкую войну 1877-1978 гг.».

1 час

26

Общественно – политическая жизнь Кубани во второй половине XIX в.

Нарастание социальной напряжённости в условиях форсированной модернизации. Выступления в горских аулах и казачьих станицах против насильственных правительственных переселений. «Противочумные беспорядки».

Екатеринодарский кружок «землевольцев» (Н.И. Воронов).

«Народнические настроения» кубанской интеллигенции: земледельческая ассоциация в станице Бриньковской (Ф.А. Щербина); община «Криница» в Черноморском округе (В.В. Еропкин).

«Хождение в народ» на Кубани. Кубанские народники за пределами области. Носители радикально-экстремистских народовольческих идей (Г.А. Попко и П.И. Андреюшкин).

Марксистские кружки в Екатеринодаре, Новороссийске, Майкопе и Ейске. Кубанцы - члены столичных марксистских организаций (М. Бруснев).

Приезд на Кубань императора Александра III с наследником престола (1888). Празднование 200-летия Кубанского казачьего войска (1896).

1 час

Раздел 5. Кубанские страницы русской классики. Литература Кубани (2 часа)

27

Кубань в творчестве русских писателей второй половины XIX в.

Кубань в жизни и творчестве Г.И. Успенского. Очерк «Разговоры в дороге» (из цикла «Кой про что»). «Портрет» Новороссийска в письме В.М. Соболевскому (7 апреля 1886 г). Природа, народонаселение и экономика Кубани в цикле очерков «Письма с дороги».

Кубанские реалии в эпистолярном наследии А.П. Чехова. Земля Кубани как символ свободы, вольной и счастливой жизни в рассказе «Барыня».

М. Горький на Кубани. Рассказ «Дед Архип и Лёнька». Очерк «Два босяка». Тема богатства и бедности. Точность и беспощадность писательских оценок.

Очерк А.И. Куприна «Путевые картинки». Восхищение землёй Кубани. Новороссийские зарисовки.

1 час

Характеризовать особенности исторической литературы, произведения посвященные истории региона в данный период.

Изучать по произведениям литературы исторические этапы развития региона.

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Уметь анализировать предоставляемую учителем информацию.

28

Развитие литературы Кубани

«Речи», «приветствия» и стихотворения B.C. Вареника. Стихотворения «О Музо! Панночка любэнька...», «Черноморский пластун», «Думка черноморца», «Журба Черноморского казака». Простота и искренность сочинений B.C. Вареника, точность бытовых зарисовок, выразительность языка. «Речи» писателя как «оды в прозе».

Очерки И.Д. Попко. Изображение быта и нравов черноморских казаков и горцев Кавказа. Исследование «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту». Высокая поэтичность многих страниц книги. Очерк, посвященный кубанским плавням, как стихотворение в прозе. Рассказ «Пластуны». Выразительность языка, точность в бытовых деталях, психологическая убедительность.

Писательская судьба B.C. Мовы (В. Лиманского). Стихотворения. Пьеса «Старое гнездо и молодые птицы». Рассказ «Три бродяги» - яркая портретно-психологическая зарисовка. Живость диалога, мастерство речевой характеристики. B.C. Мова как переводчик.

Художественные и публицистические наброски и зарисовки Н.Н. Канивецкого. Умение видеть смешное в заурядных фактах повседневности. Умелое использование выразительных возможностей русского и украинского языков. Канивецкий - рассказчик. Изображение быта, нравов и колоритных характеров кубанцев.

Личность и писательская судьба Д.В. Аверкиева - автора исторических трагедий и комедий на сюжеты, связанные с русской стариной. Точность передачи бытовых деталей, глубокое знание исторических реалий, психологическая достоверность. Пьеса «Каширская старина» - наиболее значительное произведение писателя. Тесная связь с фольклором, достоверное воспроизведение старинного быта, отточенность языка, напряжённость диалогов.Творчество Д.В. Аверкиева как явление общенационального масштаба

1 час

Итоговое повторение и проектная деятельность

1 час

29

Разработка проекта «Ратные подвиги кубанцев»

Общие черты и региональные особенности процесса модернизации на Кубани в XIX в. Население. Изменение административно-территориального деления. Особенности экономического развития региона. Кубань во внешней политике России в XIX в. Ратные подвиги кубанцев. Формирование основ гражданского и национального сознания у жителей Кубани. Кубань в произведениях классиков русской литературы. Становление и развитие литературы Кубани.

1 час

Характеризовать особенности историческогопрошлого региона и населения.

Работать в малых группах над созданием проекта «Ратные подвиги кубанцев»

Раздел 6. Профессиональная культура народов Кубани в XIX в.(4 часа)

30

Образовательный и культурный уровень жителей Кубани в XIX в. Развитие профессиональной культуры

Становление профессиональной культуры.

Образование. Войсковые казачьи школы и училища. Церковно-православное образование. Екатеринодарская войсковая гимназия. К.В. Россинский.

Обучение горских детей. Мусульманские школы и российские учебные заведения. Совместное обучение казаков и горцев. Создание адыгейского алфавита и грамматики адыгейского языка. Открытие станичных школ в Кубанской области. Женское образование. Национальные школы. Профессиональные учебные заведения. Подготовка педагогических кадров.

Наука. Вклад российских учёных в изучение Кубани и развитие её научного потенциала (В.В. Докучаев, Д.И. Менделеев, А.И. Воейков, Н.И. Веселовский). Научные общества.

Краеведение на Кубани. Общество любителей изучения Кубанской области (ОЛРЖО). Просветители Кубани {Я.Г. Кухаренко, ПЛ. Короленко, Е.Д. Фелицын, Ф.А. Щербина и др.).

Адыгские просветители (Шора Ногмов, Султан Хан-Гирей, Султан Казы Гирей, Умар Берсей, Адиль -Гирей Кешев и др.).

Библиотечное дело. Библиотека Черноморского войскового училища (гимназии). Частные собрания книг. Создание типовой сети библиотек для укреплений Черноморской береговой линии. Новороссийская общественная библиотека. Войсковые библиотеки. Н.Ф. Сумароков-Эльстон. Библиотеки Кубанского областного статистического комитета и ОЛИКО. Расширение сети общественных библиотек. Екатеринодарская публичная библиотека им. А.С. Пушкина.

Музеи. Первый историко-краеведческий музей на Северном Кавказе. И.Д. Попко. Музей Кубанского статистического комитета. Кубанский войсковой этнографический и естественноисторический музей. Е.Д. Фелицын.

Периодическая печать. «Кубанские войсковые (областные) ведомости» (Е.Д. Фелицын, В.В. Скидан, Л.М. Мельников). Первая частная газета «Кубань» (Н.Г. Моисеенко). «Памятные книжки Кубанской области». «Кубанский сборник».

1 час

Характеризовать особенности исторической литературы, произведения посвященные истории региона.

Изучать по произведениям литературы исторические этапы развития региона.

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Уметь анализировать предоставляемую учителем информацию.

31

Изобразительное искусство Кубани в XIX в.

Жизнь и творчество кубанских художников: П.А. Шамрай, П.С. Косолап, Е.И. Посполитаки. А.А. Киселёв на Кубани. Выставка картин «Товарищества передвижных художественных выставок».

Кубанские сюжеты в творчестве известных русских художников. В. Серов. «Пластуны под Севастополем». И. Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

1 час

Характеризовать особенности кубанской культуры, произведения посвященные истории региона.

Изучать по имеющимся архитектурным и скульптурным памятникам историю и культуру региона.

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Уметь анализировать предоставляемую учителем информацию.

32

Архитектура и скульптура Кубани и Екатеринодара в XIX в.

Градостроительство. Роль архитектуры в формировании внешнего облика Екатеринодара и других городов Кубани, Жилищное строительство. Административные здания. Основные стили в архитектуре Кубани XIX в. Культовое зодчество. Знаменитые архитекторы Кубани (И.Д. и Е.Д. Черники, И.К. Мальгерб, В.А. Филиппов и др.).

Монументальная скульптура. Обелиск в честь 200-летия Кубанского казачьего войска (В.А. Филиппов). Соборы и храмы, жилищные постройки и памятники родного города, станицы

1 час

33

Музыкальная и театральная жизнь Кубани в XIX в.

Создание певческого (К.В. Россинский) и музыкантского (Ф.Я. Бурсак) хоров. Репертуар (духовная музыка, народные песни в обработке местных авторов). Деятельность в области музыкального просветительства. Музыкальное образование: пение в школе, церковные хоры, полковые оркестры. Екатеринодарский кружок любителей музыки и дра­матического искусства. Собирание музыкального фольклора на Кубани. Художественная ценность образцов, собранных в XIX в. А.Д. Бигдай, Г.М. Концевич, П.А. Махровский.

Деятельность любительских музыкально-творческих объединений. Концертная жизнь Кубани. Национальные творческие коллективы.

Театральная жизнь Кубани. Гарнизонные спектакли, частные и любительские театры. Гастроли украинских и столичных трупп. Первый кинотеатр в Новороссийске.

1 час

Итоговое повторение и проектная деятельность

1 час

34

Разработка и презентация проекта «Кубань многонациональная».

Кубань многонациональная. Основные этапы этнополитической истории Кубани. Особенности культуры народов, населяющих наш край. Социальная и национальная солидарность.

1 час

Систематизировать и структурировать полученные знания. На основе имеющихся и полученных знаний составить туристический маршрутный лист «Путешествие по многонациональной Кубани»