7.Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Изучение древней Кубани предполагает знакомство учащихся с богатейшим археологическим материалом и источниками, характеризующими особенности исторического процесса, духовную и материальную культуру, обычаи и нравы народов, населявших территорию Северо-Западного Кавказа в далеком прошлом.
В результате изучения кубановедения в 5-9 классах ученик должен научиться:
знать (понимать):
источники информации о своей малой родине;
основные этапы и ключевые события истории Кубани с древности до современности;
виды хозяйственной деятельности и занятия населения в различные исторические этапы развития региона;
религиозные представления и особенности культурного развития первых жителей Кубани в различные исторические этапы развития региона;
мифологию народов, населявших Кубань в древности, средневековье; религиозные верования населения Кубани.
уметь:
показывать на карте территорию Кубани, расселения народов, основные населенные пункты, места важнейших исторических событий;
определять наиболее известные археологические и историко – географические памятники своей местности;
различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники;
работать с различными источниками знаний о наследии, истории своей местности;
отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических героев – от реальных исторических лиц;
анализировать, высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, памятникам культуры;
излагать в устной и письменной форме полученные знания по кубановедению, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах, выполняя творческие работы (сочинения, отчеты об экскурсиях, рефераты), занимаясь проектной деятельностью.
использовать приобретенные знания и умения в практических целях:
при оценке особенностей повседневной жизни жителей Кубани в различные исторические периоды;
при освоении историко – культурного наследия малой родины.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей истории, обществознания, кубановедения и географии от 27.08.2014 г.№ 1, _______________Руденко Т.Б. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора 28.08. 2014г __________ Афанасьева Т.В. подпись ФИО |
- 2. Общая характеристика учебного предмета «Кубановедение»
- 3. Описание места учебного предмета «Кубановедение» в учебном плане
- 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Кубановедение»
- 5. Содержание учебного предмета «Кубановедение»
- 5 Класс
- Раздел 1. Кубань в эпоху каменного века (6 часов)
- Тема 1. Древние собиратели и охотники.
- Тема 2. Появление человека современного облика
- Тема 3. Земледельцы и скотоводы
- Раздел 2. Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы (5 часов)
- Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры
- Тема 5. Дольменная культура
- Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры
- Раздел 3. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке (8 часов)
- Тема 7-8. Кочевники кубанских степей
- Тема 9. Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа
- Тема 18. Культура и быт Боспора римского времени
- 6 Класс
- Раздел I. Природа малой родины и человек (7 часов)
- Тема 1. Источники информации о малой родине
- Тема 2. Неповторимый мир природы
- Тема 3. Изменение природы человеком
- Тема 4. Население Кубани и вашей местности.
- Раздел II. История Кубани (IV - XVI вв.) (14 часов)
- Тема 5. Кубань в эпоху Средневековья
- Тема 6. Восточные славяне в Прикубанье
- Тема 7. Кубань в х1п - XV вв.: между ордынцами и генуэзцами
- Тема 8. Народы Кубани в XVI в.
- Раздел III. Культура народов Прикубанья в Средние века (8 часов)
- Тема 9. Религиозные верования жителей Северо-Западного Кавказа
- Тема 10. Кубанские страницы древнерусской литературы.
- 7 Класс
- Раздел I. Природа Кубани. Разнообразие природных комплексов. Хозяйственное освоение региона (6 часов)
- Тема 1. Степи
- Тема 2. Предгорья и горы
- Тема 3. Азовское и Черноморское побережья
- Тема 4. Моря
- Раздел II. Повседневная жизнь и фольклор адыгов и тюркского населения Кубани и Черноморья в XVII - XVIII вв. (8 часов)
- Тема 16. Управление, повседневная жизнь и культура «игнат-казаков»
- Тема 17. Адыгские племена Закубанья в XVII - XVIII вв.
- Тема 18. Кубанская ногайская орда
- Тема 19. Кубань в Русско-турецких войнах второй половины XVIII в.
- Тема 20. А.В. Суворов на Кубани
- Тема 21. Черноморцы. Казачья колонизация северо-западнойчасти Кубани
- Тема 22. Линейцы. Заселение Северо-Восточной Кубани
- Тема 23. Основание Екатеринодара
- Тема 24. Социальные выступления адыгов и казаков
- Тема 25. Повседневная жизнь российских укреплений в песенном фольклоре
- Раздел IV. Кубань XVII — XVIII вв. В документах, в трудах путешественников и литературе (2 часа)
- Тема 26. Кубанская тематика в исторических документах, в трудах путешественников и учёных
- Тема 27. Хviii в. На Кубани в сочинениях современников и потомков, в произведениях изобразительного искусства у истоков литературы Кубани: «Песнь Черноморского войска» Антона Головатого.
- 8 Класс
- Раздел I. Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья (11 часов)
- Тема 1. Освоение кубанских степей
- Тема 2. Языковое разнообразие Кубани и Черноморья
- Тема 3. Лексика кубанских говоров
- Тема 4. Повседневность и верования народов Кубани
- Тема 5. Материальная культура казачества
- Тема 6. Богатство музыкального кубанского фольклора.
- Раздел II. Страницы истории Кубани первой половины XIX в. (4 часа)
- Тема 7. Черноморцы в Отечественной войне 1812 г.
- Тема 8. Декабристы на Кубани
- Раздел III. Кубанские страницы русской классики. Литература Кубани (2 часа)
- Тема 11. Русские писатели первой половины XIX в. О Кубани
- Тема 12. Становление литературы Кубани
- Раздел IV. Кубань в пореформенный период (4 часа)
- Тема 13. Преобразования на Кубани в период общероссийских реформ
- Тема 14. Хозяйственно-экономический потенциал Кубани во второй половине XIX в.
- Тема 15. Кубанцы в Русско-турецкой войне 1877 -1878 гг.
- Тема 16. Общественно-политическая жизнь Кубани во второй половине XIX в.
- Раздел V. Кубанские страницы русской классики. Литература Кубани (2 часа)
- Тема 17. Кубань в творчестве русских писателей второй половины XIX в.
- Тема 18. Развитие литературы Кубани
- Раздел VI. Профессиональная культура народов Кубани в XIX в. (4 часа)
- Тема 19. Образовательный и культурный уровень жителей Кубани в XIX в.
- Тема 20. Изобразительное искусство Кубани в XIX в.
- Тема 21. Архитектура и скульптура Кубании Екатеринодара в XIX в.
- Тема 22. Музыкальная и театральная жизнь Кубани в XIX в.
- 9 Класс
- Раздел I. Наш край на карте России. Природно- ресурсный потенциал региона (3 часа)
- Тема 1. Особенности географического положения Краснодарского края (1 час)
- Тема 2. Природные ресурсы и их рациональное использование (2 часа)
- Раздел II. Кубань в 1900 - конце 1930-х гг. (9 часов)
- Тема 3. Кубанская область и Черноморская губерния в 1900 - 1916 гг.
- Тема 4. Участие кубанцев в Русско-японской и Первой мировой войнах
- Тема 5. Культурная жизнь Кубани в 1900 - 1917 гг.
- Тема 6. События революции 1917 г. На Кубани
- Тема 7. Гражданская война на Кубани
- Тема 8. Культурная жизнь Кубани в 1917 - 1920 гг.
- Тема 9. Кубань в 1920-х гг. Нэп
- Тема 10. Кубань в 1930-х гг. Индустриализация. Коллективизация
- Тема 11. Культура Кубани в 1920 - 1930-х гг.
- Раздел III. Кубань в 1940-х гг. (5 часов)
- Тема 12. Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны
- Тема 13. Культурная жизнь Кубани в годы Великой Отечественной войны
- Тема 14. Восстановление и развитие края в 1945 - 1953 гг.
- Тема 15. Культура Кубани в послевоенные годы (1945 - 1953)
- Раздел IV. Кубань в 1950 - 1990-х гг. (6 часов)
- Тема 17. Культурная жизнь Кубани в период «оттепели»
- Тема 18. Достижения и провалы кубанской экономики.
- Тема 19. Культурная жизнь в середине 60 - середине 80-х годов
- Тема 20. Перестройка. Политика и общество
- Тема 21. Культурная жизнь Кубани в условиях трансформации общества (середина 80-х годов XX - начало XXI в.)
- Раздел V. Краснодарский край в XXI в. (4 часа)
- Тема 22. Краснодарский край – многонациональный регион Российской Федерации
- Тема 23. Особенности экономического развития региона
- 6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- 7.Планируемые результаты изучения учебного предмета.
- 6.Тематическое планирование Кубановедение
- 5 Класс (34 часа)
- 6 Класс (34 часа)
- 7 Класс (34 часа)
- 8 Класс (34 часа)
- 9 Класс (34 часа)