8 Класс (34 часа)
№ | Раздел, тема | Основное содержание по темам | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
| |||
1 | Введение.Итоги социально – экономического и политического развития Кубани к началу XIX века | Итоги социально-экономического и политического развития Кубани к началу XIX в. Особенности развития России в XIX в. Кризис традиционного общества. Черты эпохи модернизации. Россия в системе международных отношений. Народы Кубани в многонациональном Российском государстве в XIX в. Формирование основ гражданского, национального сознания. Взаимовыгодное сотрудничество и общность исторических судеб народов Кубани. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь в период присоединения региона к России.
| 1 час | Раскрывать специфические исторические и кубановедческие термины. Участвовать в дискуссии о том, для чего нужно знать историю края, социально – экономические особенности региона в различные исторические периоды | |||
Раздел 1. Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья (11 часов)
| |||||||
2 | Освоение Кубанских степей | «Народная» и «правительственная» колонизация. Рост населения в регионе. Иногороднее и оседлое крестьянство Кубани и Черноморья. Расширение национального состава населения Черномории (Северо-За- падная Кубань): адыги, восточнославянское население, молдаване, крымские татары, греческие, армянские и грузинские поселенцы. Немецкие, польские и чешские колонисты. Элементы урбанизации. Заселение северо-восточной части Кубани. Укрепление Старой линии. Станицы Тифлисская (ныне Тбилисская), Ладожская, Казанская, Темижбекская, Воронежская. Хозяйство. Основные отрасли производства. Особенности землепользования. Экстенсивное земледелие. Скотоводство. Зарождение мелкой, кустарной промышленности. Торговые связи.
| 1 час | Анализировать учебный материал. Давать характеристику историческим и современным источникам информацию, классифицировать и структурировать полученную информацию, анализировать ее. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Исследовать географию Краснодарского края по исторической карте и географической картам. Выделить и прокомментировать основные виды хозяйственной деятельности населения края.Раскрывать смысл понятий темы. Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов | |||
3 | Языковое разнообразие Кубани и Черноморья. | Коммуникативные, интегративные, культурно-познавательные свойства языка. Кавказские, тюркские, семитские, финно-угорские и индоевропейские языки на территории края. Диалекты и говоры славянского населения Кубани и Черноморья и их значение в развитии языка и культуры, жанров фольклора. География говоров Кубани (с южнорусской основой, с украинской основой). Особенности разговорной речи восточнославянского населения Черноморского побережья.
| 1 час | ||||
4 | Лексика кубанских говоров. | Особенности кубанских говоров. Диалектизмы. Этнографическая лексика. Местные названия видов рельефа, дорог, пастбищ, атмосферных явлений, грибов, ягод, растений, животных, птиц, построек, предметов быта, одежды, обуви и т. д. (изучение одной из лексико-тематических групп - по выбору учителя). Местные названия понятий родства, обрядов, праздников, обычаев, коллективных трудовых процессов {изучение одной из лексико-тематических групп - по выбору учителя). Топонимика Кубани. Краткие сведения из истории географических названий. Использование диалектизмов в художественных произведениях кубанских авторов.
| 1 час | Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Искать в сети Интернет информацию о находках археологов. Составлять тестовые задания, самостоятельно задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). | |||
5 | Повседневность и верования народов Кубани.
| Казачьи традиции и уклад жизни. Военное мастерство. Особенности семейного быта. Воспитание детей. Традиционная культура иногороднего крестьянства Кубани. Культура нерусских колонистов (немцы, чехи, молдаване, греки, армяне, болгары).
| 1 час | ||||
6 | Материальная культура казачества. Черноморцы. Поселения и жилища. | Черноморцы. Поселения и жилище. Курени (станицы), защитные ограждения, постройки военного назначения. Общественные здания. Городская архитектура. Застройка казачьей усадьбы. Строительный материал и технологии. Типы жилища. Мебель, домашняя утварь. Линейные кубанские казаки (русская этнографическая группа). Поселения (станицы). Расположение и застройка. Типы двора, изгородей. Жилище. Материал и архитектурно-конструктивные приёмы. Внутреннее убранство дома. Предметы декоративно-прикладного искусства (керамика, вышивка, вязание кружев, ткачество; плетение из лозы, соломы, листьев кукурузных початков; резьба по дереву, ковань, роспись). Одежда казака и казачки, украшения (общее и особенное у черноморских и линейных казаков). Костюм как отражение социального статуса его обладателя. Традиционная кухня.
| 1 час | ||||
7 | Линейные кубанские казаки (русская этнографическая группа). Поселения. | Обрядовые традиции Музыка народов многонациональной Кубани. Взаимопроникновение элементов русской, украинской и неславянских традиционных культур. Песни и танцы черноморских и линейных казаков: черты сходства и различия. Музыкальные образы родного края. Песенное воплощение темы патриотизма. Исторические песни. Своеобразие шуточных и плясовых песен черноморцев. Лирические песни линейцев. Строевые и походные песни. Особенности костюмов исполнителей, певческой манеры, танцевальных движений. Народные музыкальные инструменты. Музыкальная культура, танцевальная музыка, традиционные инструменты и мелодии народов Кубани. Разнообразие обрядового фольклора. Православные праздники и обряды на Кубани. Рождественские колядки и щедровки, святки. Свадебный обряд, его своеобразие; поэтичность, лиризм свадебных песен. Обряд проводов казаков на службу.
| 1 час | ||||
8 | Предметы декоративно – прикладного искусства. | 1 час | |||||
9 | Богатство музыкального кубанского фольклора. Обрядовые традиции. | 1 час | |||||
10 | Музыка народов многонациональной Кубани.
| 1 час | |||||
11 | Музыкальная культура, танцевальная музыка, традиционные инструменты и мелодии народов Кубани |
| |||||
12 | Разнообразие обрядового фольклора | 1 час | |||||
Итоговое повторение и проектная деятельность 4 часа | |||||||
13 | Быт, материальная, духовная и художественная культура жителей Кубани.
| Быт, материальная, духовная и художественная культура жителей Кубани. Взаимодействие различных этносов. Начало формирования новой этнокультуры. Знакомство с мастерами декоративно-прикладного искусства, фольклорными коллективами г. Армавира. Посещение Армавирского краеведческого музея
| 1 час | Систематизировать и структурировать полученные знания. На основе имеющихся и новых знаний составить подготовить материал для обсуждения на семинаре «Взаимодействие различных этносов. Начало формирования новой этнокультуры» | |||
14 | Семинар «Взаимодействие различных этносов.Начало формирования новой этнокультуры» | 1 час | |||||
15 | Знакомство с мастерами декоративно-прикладного искусства, фольклорными коллективами г. Армавира | 1 час | |||||
16 | Посещение Армавирского краеведческого музея | 1 час | |||||
Раздел 2. Страницы истории Кубани первой половины XIX в. (4 часа)
| |||||||
17 | Черноморцы в Отечественной войне 1812 г. | Казачьи формирования в войне с Наполеоном. Участие гвардейской Черноморской казачьей сотни и 9-го пешего Черноморского казачьего полка в Заграничном походе русской армии. Казачья воинская доблесть. Казаки-герои А.Ф. Бурсак, П.Ф. Бурсак, А.Д. Безкровный, Н.С. Заводовский.
| 1 час | Структурировать и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Составлять сложный план и опорный конспект по предлагаемому учебному материалу Искать и критически осмысливать в сети Интернет информацию о находках археологов. Составлять шарады, кроссворды, выполнять творческие и исследовательские задачи и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). | |||
18 | Декабристы на Кубани. | Кавказская ссылка декабристов. Д.А. Арцыбашев, А.А. Бестужев - Марлинский, А.И. Одоевский, М.М. Нарышкин и др. Служба в армии, участие в строительстве фортов, укреплений, дорог. Отношения с местным населением. Просветительская деятельность. Вклад в историю, экономику и культуру Кубани.
| 1 час | ||||
19 | Кавказ в международной политике первой половины XIX в. | Укрепление позиций России на Кавказе. Обострение «восточного вопроса». Интересы Англии и Франции. Русско-турецкие войны 1806 - 1812 и 1828 - 1829 гг. Борьба за Анапу - ключ от азиатских берегов Чёрного моря. А.Д. Безкровный. Закрепление восточного берега Чёрного моря от устья Кубани до крепости Св. Николая (граница с Аджарией) «в вечном владении Российской Империи». Кавказская война (1817 - 1864). Геополитические интересы России в Закубанье. Строительство русских укреплений. Попытка установления мирных отношений с закубанскими горцами: меновые дворы. Борьба русского правительства с работорговлей. Организация крейсерской службы: удачи и просчёты. М.П. Лазарев. Создание Черноморской береговой линии. А.А. Вельяминов. Н.Н. Раевский. Объединение отдельных полков линейных казаков в Кавказское линейное казачье войско (1832). Посещение Николаем I Геленджикской бухты и Анапы. Активизация боевых действий в районе Черноморской береговой линии. Обустройство Новой линии (Темиргоевское, Зассовское и другие укрепления). Адыгское общество в условиях противостояния России. Раскол горцев на сторонников пророссийской ориентации, поборников вхождения в правоверную Турцию, борцов за независимость Черкесии. Шамиль. Хаджи-Мухаммед (Магомет). Сулейман Эфенди. Мухаммед- Амин. Создание военно-религиозного государства. «Война против неверных». Северо-Западный Кавказ во время Крымской войны (1853 - 1856). Кавказский театр военных действий. Экспедиция русских войск в Геленджик. Боевая доблесть казаков-пластунов при обороне Севастополя. Фанагорийская экспедиция. Ликвидация укреплений Черноморской береговой линии. Сефер-бей. Завершающий этап Кавказской войны. Судьбы горских лидеров. Создание Кубанской области (Черномория, западная часть Кавказской линии, Закубанье; центр - Екатеринодар). Образование Кубанского казачьего войска (1860). Последние очаги Кавказской войны. Вмешательство англо-турецкой дипломатии. Попытки создания независимой Черкесии. Приезд на Кубань императора Александра II (1861). Присоединение Закубанья к России: его последствия, геополитическое и историческое значение. Переселение горцев в Турцию (мухаджирство). Дискуссионные вопросы истории Кавказской войны.
| 1 час | ||||
20 | Кавказ в международной политике середины XIX в. | 1 час | |||||
Раздел 3. Кубанские страницы русской классики. Литература Кубани (2 часа)
| |||||||
21 | Русские писатели первой половины XIX в. о Кубани
| События, связанные с Тмутараканским княжеством, в «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина. А.С. Пушкин на земле Кубани. «Кубанский» фрагмент письма Л.С. Пушкину (сентябрь 1820 г). Упоминание Тамани в поэме «Кавказский пленник». Авторское примечание к поэме, посвященное поединку Мстислава и Редеди. План поэмы о Мстиславе. «Кубанские равнины» и Тамань в ранней редакции «Путешествия Онегина». Тема Кубани в поэме «Тазит». Кубанская тематика в авторских примечаниях к «Истории Пугачёва» и в статье «Об "Истории Пугачёвского бунта"». Кубань в заметках и письмах А.С. Грибоедова. «Кубанская глава» повести А.А. Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек». Бестужев на Кубани. Работа над повестью «Он был убит». Реальные события и печальные «чувствования» романтика. «Адлерская песня»: мотивы солдатского фольклора в произведении. А.И. Одоевский и А.И. Полежаев на Кубани. М.Ю. Лермонтов и Кубань. Повесть «Тамань». Поэтичность произведения, точный и выразительный язык. «Поэтический портрет» Кубани в стихотворении, посвящённом памяти А.И. Одоевского.
| 1 час | Структурировать и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Искать в сети Интернет информацию о находках археологов. Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с одноклассниками). | |||
22 | Становление литературы Кубани | К.В. Россинский - поэт, проповедник, поборник просвещения. Стихотворная речь от 4 января 1804 г. Я.Г. Кухаренко - первый историк и первый писатель Кубани. Очерки и рассказы: «Казак-Мамай», «Вороной конь», «Овцы и чабаны в Черномории», «Пластуны». Я.Г. Кухаренко - драматург («Черноморский побыт на Кубани»),
| 1 час | ||||
Раздел 4. Кубань в пореформенный период (4 часа)
| |||||||
23 | Преобразования на Кубани в период общероссийских реформ
| Российская модель перехода от традиционного к индустриальному обществу. Особенности отмены крепостного права и земельные преобразования на Кубани. Административно-территориальное устройство в 1864 - 1900 гг. Утверждение герба Кубанской области (1874). Структура Кубанской области. Создание Черноморского округа (1866) и Черноморской губернии с центром в Новороссийске (1896). Система судопроизводства. Введение в городах Екатеринодаре и Темрюке. Регламентация военной службы казаков.
| 1 час | Характеризовать особенности исторических преобразований на Кубани в пореформенный период. Изучать по произведениям литературы исторические этапы развития региона. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Уметь анализировать предоставляемую учителем информацию | |||
24 | Хозяйственно – экономический потенциал Кубани во второй половине XIX в. | Утверждение капиталистической модели экономического развития. Место Кубани среди аграрных окраин России. Рост населения в регионе. Изменения в землепользовании. Формирование инфраструктуры. Развитие железнодорожного транспорта. Общество Ростово-Владикавказской железной дороги. Шоссейное строительство. Начало судоходства на Кубани. Основные направления развития сельского хозяйства. Кубанские предприниматели: Р.В. Штейнгель, Мазаевы, братья Николенко и др. Становление промышленности. Процесс урбанизации. Формирование торгово-промышленной буржуазии: А.Н. Новосильцев, В.П. Ливен, A.M. Ерошов, Я.В. Попов и др. Развитие рыночных отношений. Место продукции Кубани на российском и мировом рынках.
| 1 час |
Характеризовать особенности исторических преобразований на Кубани в пореформенный период. Изучать по произведениям литературы исторические этапы развития региона. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Уметь анализировать предоставляемую учителем информацию | |||
25 | Кубанцы в русско – турецкой войне 1877 – 1878 гг.
| Казачьи формирования в составе русской армии. Подвиг кубанцев на Балканском и Кавказском фронтах: Тырново, Баязет, Марухский перевал, Шипкинский перевал, Плевна. Герои-кубанцы: С.Я. Кухаренко, П.Д. Бабыч, Е.Д. Фелицын. Признание воинской доблести Кубанского казачьего войска - Георгиевское знамя с надписью «За отличие в турецкую войну 1877-1978 гг.».
| 1 час | ||||
26 | Общественно – политическая жизнь Кубани во второй половине XIX в. | Нарастание социальной напряжённости в условиях форсированной модернизации. Выступления в горских аулах и казачьих станицах против насильственных правительственных переселений. «Противочумные беспорядки». Екатеринодарский кружок «землевольцев» (Н.И. Воронов). «Народнические настроения» кубанской интеллигенции: земледельческая ассоциация в станице Бриньковской (Ф.А. Щербина); община «Криница» в Черноморском округе (В.В. Еропкин). «Хождение в народ» на Кубани. Кубанские народники за пределами области. Носители радикально-экстремистских народовольческих идей (Г.А. Попко и П.И. Андреюшкин). Марксистские кружки в Екатеринодаре, Новороссийске, Майкопе и Ейске. Кубанцы - члены столичных марксистских организаций (М. Бруснев). Приезд на Кубань императора Александра III с наследником престола (1888). Празднование 200-летия Кубанского казачьего войска (1896).
| 1 час | ||||
Раздел 5. Кубанские страницы русской классики. Литература Кубани (2 часа)
| |||||||
27 | Кубань в творчестве русских писателей второй половины XIX в. | Кубань в жизни и творчестве Г.И. Успенского. Очерк «Разговоры в дороге» (из цикла «Кой про что»). «Портрет» Новороссийска в письме В.М. Соболевскому (7 апреля 1886 г). Природа, народонаселение и экономика Кубани в цикле очерков «Письма с дороги». Кубанские реалии в эпистолярном наследии А.П. Чехова. Земля Кубани как символ свободы, вольной и счастливой жизни в рассказе «Барыня». М. Горький на Кубани. Рассказ «Дед Архип и Лёнька». Очерк «Два босяка». Тема богатства и бедности. Точность и беспощадность писательских оценок. Очерк А.И. Куприна «Путевые картинки». Восхищение землёй Кубани. Новороссийские зарисовки.
| 1 час | Характеризовать особенности исторической литературы, произведения посвященные истории региона в данный период. Изучать по произведениям литературы исторические этапы развития региона. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Уметь анализировать предоставляемую учителем информацию.
| |||
28 | Развитие литературы Кубани
| «Речи», «приветствия» и стихотворения B.C. Вареника. Стихотворения «О Музо! Панночка любэнька...», «Черноморский пластун», «Думка черноморца», «Журба Черноморского казака». Простота и искренность сочинений B.C. Вареника, точность бытовых зарисовок, выразительность языка. «Речи» писателя как «оды в прозе». Очерки И.Д. Попко. Изображение быта и нравов черноморских казаков и горцев Кавказа. Исследование «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту». Высокая поэтичность многих страниц книги. Очерк, посвященный кубанским плавням, как стихотворение в прозе. Рассказ «Пластуны». Выразительность языка, точность в бытовых деталях, психологическая убедительность. Писательская судьба B.C. Мовы (В. Лиманского). Стихотворения. Пьеса «Старое гнездо и молодые птицы». Рассказ «Три бродяги» - яркая портретно-психологическая зарисовка. Живость диалога, мастерство речевой характеристики. B.C. Мова как переводчик. Художественные и публицистические наброски и зарисовки Н.Н. Канивецкого. Умение видеть смешное в заурядных фактах повседневности. Умелое использование выразительных возможностей русского и украинского языков. Канивецкий - рассказчик. Изображение быта, нравов и колоритных характеров кубанцев. Личность и писательская судьба Д.В. Аверкиева - автора исторических трагедий и комедий на сюжеты, связанные с русской стариной. Точность передачи бытовых деталей, глубокое знание исторических реалий, психологическая достоверность. Пьеса «Каширская старина» - наиболее значительное произведение писателя. Тесная связь с фольклором, достоверное воспроизведение старинного быта, отточенность языка, напряжённость диалогов.Творчество Д.В. Аверкиева как явление общенационального масштаба | 1 час | ||||
Итоговое повторение и проектная деятельность 1 час | |||||||
29 | Разработка проекта «Ратные подвиги кубанцев» | Общие черты и региональные особенности процесса модернизации на Кубани в XIX в. Население. Изменение административно-территориального деления. Особенности экономического развития региона. Кубань во внешней политике России в XIX в. Ратные подвиги кубанцев. Формирование основ гражданского и национального сознания у жителей Кубани. Кубань в произведениях классиков русской литературы. Становление и развитие литературы Кубани.
| 1 час | Характеризовать особенности историческогопрошлого региона и населения. Работать в малых группах над созданием проекта «Ратные подвиги кубанцев»
| |||
Раздел 6. Профессиональная культура народов Кубани в XIX в.(4 часа)
| |||||||
30 | Образовательный и культурный уровень жителей Кубани в XIX в. Развитие профессиональной культуры | Становление профессиональной культуры. Образование. Войсковые казачьи школы и училища. Церковно-православное образование. Екатеринодарская войсковая гимназия. К.В. Россинский. Обучение горских детей. Мусульманские школы и российские учебные заведения. Совместное обучение казаков и горцев. Создание адыгейского алфавита и грамматики адыгейского языка. Открытие станичных школ в Кубанской области. Женское образование. Национальные школы. Профессиональные учебные заведения. Подготовка педагогических кадров. Наука. Вклад российских учёных в изучение Кубани и развитие её научного потенциала (В.В. Докучаев, Д.И. Менделеев, А.И. Воейков, Н.И. Веселовский). Научные общества. Краеведение на Кубани. Общество любителей изучения Кубанской области (ОЛРЖО). Просветители Кубани {Я.Г. Кухаренко, ПЛ. Короленко, Е.Д. Фелицын, Ф.А. Щербина и др.). Адыгские просветители (Шора Ногмов, Султан Хан-Гирей, Султан Казы Гирей, Умар Берсей, Адиль -Гирей Кешев и др.). Библиотечное дело. Библиотека Черноморского войскового училища (гимназии). Частные собрания книг. Создание типовой сети библиотек для укреплений Черноморской береговой линии. Новороссийская общественная библиотека. Войсковые библиотеки. Н.Ф. Сумароков-Эльстон. Библиотеки Кубанского областного статистического комитета и ОЛИКО. Расширение сети общественных библиотек. Екатеринодарская публичная библиотека им. А.С. Пушкина. Музеи. Первый историко-краеведческий музей на Северном Кавказе. И.Д. Попко. Музей Кубанского статистического комитета. Кубанский войсковой этнографический и естественноисторический музей. Е.Д. Фелицын. Периодическая печать. «Кубанские войсковые (областные) ведомости» (Е.Д. Фелицын, В.В. Скидан, Л.М. Мельников). Первая частная газета «Кубань» (Н.Г. Моисеенко). «Памятные книжки Кубанской области». «Кубанский сборник».
| 1 час | Характеризовать особенности исторической литературы, произведения посвященные истории региона. Изучать по произведениям литературы исторические этапы развития региона. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Уметь анализировать предоставляемую учителем информацию.
| |||
31 | Изобразительное искусство Кубани в XIX в. | Жизнь и творчество кубанских художников: П.А. Шамрай, П.С. Косолап, Е.И. Посполитаки. А.А. Киселёв на Кубани. Выставка картин «Товарищества передвижных художественных выставок». Кубанские сюжеты в творчестве известных русских художников. В. Серов. «Пластуны под Севастополем». И. Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
| 1 час | Характеризовать особенности кубанской культуры, произведения посвященные истории региона. Изучать по имеющимся архитектурным и скульптурным памятникам историю и культуру региона. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Уметь анализировать предоставляемую учителем информацию.
| |||
32 | Архитектура и скульптура Кубани и Екатеринодара в XIX в.
| Градостроительство. Роль архитектуры в формировании внешнего облика Екатеринодара и других городов Кубани, Жилищное строительство. Административные здания. Основные стили в архитектуре Кубани XIX в. Культовое зодчество. Знаменитые архитекторы Кубани (И.Д. и Е.Д. Черники, И.К. Мальгерб, В.А. Филиппов и др.). Монументальная скульптура. Обелиск в честь 200-летия Кубанского казачьего войска (В.А. Филиппов). Соборы и храмы, жилищные постройки и памятники родного города, станицы | 1 час | ||||
33 | Музыкальная и театральная жизнь Кубани в XIX в. | Создание певческого (К.В. Россинский) и музыкантского (Ф.Я. Бурсак) хоров. Репертуар (духовная музыка, народные песни в обработке местных авторов). Деятельность в области музыкального просветительства. Музыкальное образование: пение в школе, церковные хоры, полковые оркестры. Екатеринодарский кружок любителей музыки и драматического искусства. Собирание музыкального фольклора на Кубани. Художественная ценность образцов, собранных в XIX в. А.Д. Бигдай, Г.М. Концевич, П.А. Махровский. Деятельность любительских музыкально-творческих объединений. Концертная жизнь Кубани. Национальные творческие коллективы. Театральная жизнь Кубани. Гарнизонные спектакли, частные и любительские театры. Гастроли украинских и столичных трупп. Первый кинотеатр в Новороссийске.
| 1 час | ||||
Итоговое повторение и проектная деятельность 1 час | |||||||
34 | Разработка и презентация проекта «Кубань многонациональная». | Кубань многонациональная. Основные этапы этнополитической истории Кубани. Особенности культуры народов, населяющих наш край. Социальная и национальная солидарность.
| 1 час | Систематизировать и структурировать полученные знания. На основе имеющихся и полученных знаний составить туристический маршрутный лист «Путешествие по многонациональной Кубани» |
- 2. Общая характеристика учебного предмета «Кубановедение»
- 3. Описание места учебного предмета «Кубановедение» в учебном плане
- 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Кубановедение»
- 5. Содержание учебного предмета «Кубановедение»
- 5 Класс
- Раздел 1. Кубань в эпоху каменного века (6 часов)
- Тема 1. Древние собиратели и охотники.
- Тема 2. Появление человека современного облика
- Тема 3. Земледельцы и скотоводы
- Раздел 2. Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы (5 часов)
- Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры
- Тема 5. Дольменная культура
- Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры
- Раздел 3. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке (8 часов)
- Тема 7-8. Кочевники кубанских степей
- Тема 9. Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа
- Тема 18. Культура и быт Боспора римского времени
- 6 Класс
- Раздел I. Природа малой родины и человек (7 часов)
- Тема 1. Источники информации о малой родине
- Тема 2. Неповторимый мир природы
- Тема 3. Изменение природы человеком
- Тема 4. Население Кубани и вашей местности.
- Раздел II. История Кубани (IV - XVI вв.) (14 часов)
- Тема 5. Кубань в эпоху Средневековья
- Тема 6. Восточные славяне в Прикубанье
- Тема 7. Кубань в х1п - XV вв.: между ордынцами и генуэзцами
- Тема 8. Народы Кубани в XVI в.
- Раздел III. Культура народов Прикубанья в Средние века (8 часов)
- Тема 9. Религиозные верования жителей Северо-Западного Кавказа
- Тема 10. Кубанские страницы древнерусской литературы.
- 7 Класс
- Раздел I. Природа Кубани. Разнообразие природных комплексов. Хозяйственное освоение региона (6 часов)
- Тема 1. Степи
- Тема 2. Предгорья и горы
- Тема 3. Азовское и Черноморское побережья
- Тема 4. Моря
- Раздел II. Повседневная жизнь и фольклор адыгов и тюркского населения Кубани и Черноморья в XVII - XVIII вв. (8 часов)
- Тема 16. Управление, повседневная жизнь и культура «игнат-казаков»
- Тема 17. Адыгские племена Закубанья в XVII - XVIII вв.
- Тема 18. Кубанская ногайская орда
- Тема 19. Кубань в Русско-турецких войнах второй половины XVIII в.
- Тема 20. А.В. Суворов на Кубани
- Тема 21. Черноморцы. Казачья колонизация северо-западнойчасти Кубани
- Тема 22. Линейцы. Заселение Северо-Восточной Кубани
- Тема 23. Основание Екатеринодара
- Тема 24. Социальные выступления адыгов и казаков
- Тема 25. Повседневная жизнь российских укреплений в песенном фольклоре
- Раздел IV. Кубань XVII — XVIII вв. В документах, в трудах путешественников и литературе (2 часа)
- Тема 26. Кубанская тематика в исторических документах, в трудах путешественников и учёных
- Тема 27. Хviii в. На Кубани в сочинениях современников и потомков, в произведениях изобразительного искусства у истоков литературы Кубани: «Песнь Черноморского войска» Антона Головатого.
- 8 Класс
- Раздел I. Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья (11 часов)
- Тема 1. Освоение кубанских степей
- Тема 2. Языковое разнообразие Кубани и Черноморья
- Тема 3. Лексика кубанских говоров
- Тема 4. Повседневность и верования народов Кубани
- Тема 5. Материальная культура казачества
- Тема 6. Богатство музыкального кубанского фольклора.
- Раздел II. Страницы истории Кубани первой половины XIX в. (4 часа)
- Тема 7. Черноморцы в Отечественной войне 1812 г.
- Тема 8. Декабристы на Кубани
- Раздел III. Кубанские страницы русской классики. Литература Кубани (2 часа)
- Тема 11. Русские писатели первой половины XIX в. О Кубани
- Тема 12. Становление литературы Кубани
- Раздел IV. Кубань в пореформенный период (4 часа)
- Тема 13. Преобразования на Кубани в период общероссийских реформ
- Тема 14. Хозяйственно-экономический потенциал Кубани во второй половине XIX в.
- Тема 15. Кубанцы в Русско-турецкой войне 1877 -1878 гг.
- Тема 16. Общественно-политическая жизнь Кубани во второй половине XIX в.
- Раздел V. Кубанские страницы русской классики. Литература Кубани (2 часа)
- Тема 17. Кубань в творчестве русских писателей второй половины XIX в.
- Тема 18. Развитие литературы Кубани
- Раздел VI. Профессиональная культура народов Кубани в XIX в. (4 часа)
- Тема 19. Образовательный и культурный уровень жителей Кубани в XIX в.
- Тема 20. Изобразительное искусство Кубани в XIX в.
- Тема 21. Архитектура и скульптура Кубании Екатеринодара в XIX в.
- Тема 22. Музыкальная и театральная жизнь Кубани в XIX в.
- 9 Класс
- Раздел I. Наш край на карте России. Природно- ресурсный потенциал региона (3 часа)
- Тема 1. Особенности географического положения Краснодарского края (1 час)
- Тема 2. Природные ресурсы и их рациональное использование (2 часа)
- Раздел II. Кубань в 1900 - конце 1930-х гг. (9 часов)
- Тема 3. Кубанская область и Черноморская губерния в 1900 - 1916 гг.
- Тема 4. Участие кубанцев в Русско-японской и Первой мировой войнах
- Тема 5. Культурная жизнь Кубани в 1900 - 1917 гг.
- Тема 6. События революции 1917 г. На Кубани
- Тема 7. Гражданская война на Кубани
- Тема 8. Культурная жизнь Кубани в 1917 - 1920 гг.
- Тема 9. Кубань в 1920-х гг. Нэп
- Тема 10. Кубань в 1930-х гг. Индустриализация. Коллективизация
- Тема 11. Культура Кубани в 1920 - 1930-х гг.
- Раздел III. Кубань в 1940-х гг. (5 часов)
- Тема 12. Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны
- Тема 13. Культурная жизнь Кубани в годы Великой Отечественной войны
- Тема 14. Восстановление и развитие края в 1945 - 1953 гг.
- Тема 15. Культура Кубани в послевоенные годы (1945 - 1953)
- Раздел IV. Кубань в 1950 - 1990-х гг. (6 часов)
- Тема 17. Культурная жизнь Кубани в период «оттепели»
- Тема 18. Достижения и провалы кубанской экономики.
- Тема 19. Культурная жизнь в середине 60 - середине 80-х годов
- Тема 20. Перестройка. Политика и общество
- Тема 21. Культурная жизнь Кубани в условиях трансформации общества (середина 80-х годов XX - начало XXI в.)
- Раздел V. Краснодарский край в XXI в. (4 часа)
- Тема 22. Краснодарский край – многонациональный регион Российской Федерации
- Тема 23. Особенности экономического развития региона
- 6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- 7.Планируемые результаты изучения учебного предмета.
- 6.Тематическое планирование Кубановедение
- 5 Класс (34 часа)
- 6 Класс (34 часа)
- 7 Класс (34 часа)
- 8 Класс (34 часа)
- 9 Класс (34 часа)