logo search
Раб прогр кубан, ФГОС 5-9

5 Класс (34 часа)

Раздел, тема

Основное содержание по темам

Кол-во часов

Характеристика

основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

1

Введение. Кубань – перекресток цивилизаций

Кубановедение как предмет. Историческая память народа. Историческая карта Кубани. Человек в истории. История малой родины как часть всеобщей и российской истории. Источники знаний о прошлом. Изучение истории, географии, флоры и фауны Кубани. Особенности культуры и быта кубанских жителей в древности.

1 час

Раскрывать специфические исторические и кубановедческие термины. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю края.

2

Введение. Кубановедение как предмет.

1 час

Раздел 1. Кубань в эпоху каменного века

Тема 1. Древние собиратели и охотники

3

Древние собиратели и охотники

Понятие «каменный век», его периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Этапы эволюции человека: питекантроп, неандерталец, человек современного вида. Расселение людей по территории Кубани. Стоянки раннего палеолита: Абадзехская, Хаджох и Шаханская. Быт и занятия древнейшего человека. Человеческое стадо. Присваивающее хозяйство. Орудия труда. Места обитания (пещеры, гроты).

Стоянки среднего палеолита: Ильская, Губская, Монашеская, Баракаевская, Ацинская, Воронцовская, Хостинская. Изменения в общественной (элементы родового строя) и хозяйственной жизни (добывание огня). Искусственные жилища (землянки, шалаши). Погребальный ритуал. Зачатки религии.

Работа с текстом «Удачный день»

1 час

Комментировать и формулировать понятия: «первобытные люди», «орудия труда», «собирательство». Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособления к природе. Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты. Рассказать о наскальной живописи, версиях ее происхождения. Объяснить, как ученые разгадывают загадки древних художников.

Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Охарактеризовать первобытные верования людей.

4

Древние собиратели и охотники

1 час

Тема 2. Появление человека современного облика

5

Появление человека современного облика

«Человек разумный» в позднем палеолите. Родовая община: матриархат. «Костяной век»: комбинированные орудия труда, техника шлифования. Памятники позднего палеолита: Каменномостская пещера (р.Белая), Губские навесы.

Мезолит. Изобретение первых «механизмов». Переход от загонной охоты к индивидуальной.

Зачатки древнего искусства. Мезолитические памятники: Ацинская пещера (город Сочи), Гамовские навесы, Явора. Работа с текстом «Охота на мамонта»

1 час

Исследовать географию районов первобытного земледелия на исторической карте. Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремесла. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремесел в жизни общины. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государство. Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.

Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.

6

Появление человека современного облика

1 час

7

Земледельцы и скотоводы

«Неолитическая революция». Производящее хозяйство: земледелие и скотоводство. Родовая община: патриархат. Неолитические стоянки на Кубани: Каменномостская (р. Белая), Нижнешиловская (город Адлер), Нововочепшийская (р. Псекупс). Энеолит (медно-каменный век). Начало использования металла. Стоянки на территории Кубани и Адыгеи: подкурганные захоронения (Правобережная Кубань); поселения Мешоко (посёлокКаменномостский), Свободное, Болыпетегинское (Закубанье); стоянки Нижнешиловская, Бочаров ручей (город Сочи); майкопская культура. Работа с текстом «Весенний праздник».

1 час

8

Земледельцы и скотоводы

1 час

Раздел 2. Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы (5 часов)

9

Майкопская и ямная археологические культуры

Особенности производства бронзы на Северном Кавказе. Первое общественное разделение труда: земледельцы и скотоводы. Развитие обмена. Археологические культуры. Майкопский и Новосвободненские курганы. Поселение Мешоко (посёлок Каменномостский). Древнейший центр гончарного производства на Кавказе и в Европе. Ямная культура (Правобережье Кубани). Особенности погребального обряда. Воссоздание образа жизни и картины мира людей по археологическим находкам. Усложнение хозяйственной деятельности.

1 час

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их.

Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

Искать в сети Интернет информацию о находках археологов. Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).

10

Майкопская и ямная археологические культуры

1 час

11

Дольменная культура

Казачья и адыгская легенды о происхождении дольменов. Дольмены -погребальные сооружения древних. Памятники дольменной культуры в Прикубанье и Причерноморье (станицы Даховская, Новосвободная, Баговская; посёлок Каменномостский; Большая Воронцовская пещера (город" Сочи); окрестности города Геленджика). Классификация дольменов (плиточные, составные, корытообразные, монолитные). Конструкция дольменов. Рисунки, орнаментальные украшения стен дольменов.

Работа с текстом «Каменное святилище».

1 час

12

Северокавказская, катакомбная и срубная культура

Расселение северокавказских племён по территории Кубани. Памятники северокавказских племён, окрестности аулов Уляп, Хатажукай; станиц Казанской, Константиновской; села Успенского; хутора Свободный Мир (Мостовский район); городов Армавир и Курганинск. Хозяйственные занятия. Общественный строй. Катакомбная культура (Прикубанье и Восточное Закубанье). Особенности погребальной культуры. Срубная культура Прикубанья и Восточного Закубанья. Особенности погребальных сооружений. Памятники срубной культуры: окрестности станиц Приазовской, Брюховецкой, Батуринской, Днепровской, Старомышастовской, Михайловской; хуторов Анапский и Белевцы; города Краснодара. Работа с текстом «Тайны Литейщика».

1 час

13

Северокавказская, катакомбная и срубная культура

1 час

Раздел 3. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке (8 часов)

14

Кочевники кубанских степей

Вытеснение каменных и бронзовых орудий труда железными, изменения в хозяйственной деятельности и образе жизни людей. Сыродутные домницы. Второе общественное разделение труда: отделение ремесла. Кочевые племена кубанских степей. Территория расселения, особенности быта и занятий. Киммерийцы. Скифы. Территория обитания. Занятия, образ жизни. Война как постоянный промысел. Вооружение. Общественный строй. Обычаи. Погребальный ритуал: курганы, усыпальницы воинов и вождей. Скифское влияние на племена, населявшие территорию Кубани. Памятники скифской культуры: Костромской, Келермесский, Ульский курганы. Сарматы. Общее и особенное в быту, образе жизни, погребальном обряде. Памятники сарматской культуры: окрестности станиц Динской, Раздольной, Сергиевской, Новотитаровской, Старонижестеблиевской; хуторов Боикопонура, Северного (Калининский район); посёлка Элитного (Красноармейский район); города Кореновска. Сираки на Правобережье Кубани и в Восточном Закубанье. Великий шёлковый путь. Сиракские археологические памятники: окрестности станиц Динской, Брюховецкой, Батуринской, Новотитаровской, Калининской, Новоджерелиевской, Анапской, Старонижестеблиевской, Новокорсунекой, Раздольной, Хопёрской, Владимирской, Михайловской, Отрадной; хуторов Боикопонура, Греки, Малаи, Пролетарского, Элитного (Красноармейский район), Северного (Калининский район); села Успенского; городов Краснодара, Кореновска, Тимашевска.Античные авторы о кочевниках: Геродот, Гиппократ, Страбон и др. Работа с текстом «Курган в степи (рассказ археолога)».

1 час

Характеризовать природно-климатические условия жизни кочевников. Характеризовать основные занятия кочевников и особенности их быта.

Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть.

Рассказывать с помощью карты о местоположении знаменитых курганов.

Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения кочевников Прикубанья Называть главные занятия меотов.

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Уметь анализировать легенды о происхождении скифов. Сравнивать верования скифов и эллинов. Выполнять иллюстрации к легендам о происхождении скифов.

Умение описывать мужской и женский костюмы кочевников Прикубанья. Характеризовать скифский звериный стиль. Объяснять его логический смысл. Давать оценку традициям и культуре скифов, меотов, сарматов.

15

Кочевники кубанских степей

1 час

16

Кочевники кубанских степей

1 час

17

Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа

Территория проживания меотов. «Меотида — мать Понта». Племенной состав меотских племён. Памятники меотской культуры (городища и могильники): окрестности станиц Елизаветинской, Пашковской, Старокорсунской; хуторов Ленина (город Краснодар), Лебеди; города Усть-Лабинска. Занятия и общественный строй.

Работа с текстом «Городок у дубовой рощи».

1 час

18

Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа

1 час

19

Мифология скифов, меотов, сарматов

«История» Геродота. Легенды о происхождении скифов. Верования скифов. Скифские божества. Обряды. Культ предков. Культ плодородия. Работа с текстом «Бычья шкура».

1 час

20

Мифология скифов, меотов, сарматов

1 час

21

Искусство и быт кочевого и оседлого населения Прикубанья

Материальная культура. Археологические находки в скифских курганах. Оружие, предметы быта, украшения. Изделия из драгоценных металлов — золотые пластины, чаши. Скифский звериный стиль в искусстве. Сарматский звериный стиль. Древние традиции в культуре народов Северного Кавказа.

1 час

Раздел 4. Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей (10 часов)

22

Начало древнегреческой колонизации

Великая греческая колонизация. Причины переселения древних греков на северное и восточное побережье Чёрного моря. Основание колоний. Фанагория, Гермонасса (станица Тамань), Пантикапей (город Керчь), Синдик — Горгиппия (город Анапа), Кепы, Тирамба (район города Темрюка), Корокондама, Киммерик (Тамань). Греки и местное население.

1 час

Выявлять главные причины начало греческой колонизации Северного Причерноморья. Объяснять интерес колонистов к Восточному побережью Черного моря и берегам Азовского. Называть общее количество греческих поселений на Таманском полуострове. Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Рассказывать легенду о жизни Гомера, раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла.

Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греческих колонистов.

Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятие ее населения. Выделять признаки греческого полиса.

Объяснять причины греческой колонизации, ее географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Комментировать наряд греков. Знать хронологические рамки образования Боспорского царства. Давать характеристику его торговым связям. Устанавливать причины ослабления Боспорского царства.

23

Античная мифология и Причерноморье

Миф о путешествии аргонавтов. Северное Причерноморье в поэмах Гомера. Мифы об Ахилле. Миф об Ифигении. Боспор Киммерийский и миф об Ио. Мифы о Геракле. Мифы об амазонках. Миф о Прометее.

1 час

24

Античная мифология и Причерноморье

1 час

25

Занятия жителей колоний

Повседневная жизнь. Земледелие. Огородничество. Садоводство. Ремесло. Мастерские по изготовлению керамики. Торговля: торговые партнёры, предметы вывоза и ввоза. Работа с текстом «Микка — дочь Стратоника».

1 час

26

Боспорское царство

Союз греческих городов-полисов. Образование и расцвет Боспорского государства. Архонты. Династии Археанактидов и Спар-токидов. Внешняя политика Боспбрского царства. Левкои I. Перисад I. Упадок Боспора в III в. до н. э. Междоусобицы. Недовольство подданных: восстание Савмака (107 г. до н. э.); восстание в Фанагории. Набеги кочевников. Нашествие готов и гуннов на Северный Кавказ. Работа с текстом «Битва на реке Фат».

1 час

27

Культура и быт греческих городов-колоний

Взаимопроникновение культур. Распространение греческой культуры в Северном Причерноморье. Морские порты. Рынки. Строительство крепостных сооружений. Полис и его структура. Повседневная жизнь. Дворцы и жилища простых граждан. Одежда. Ювелирные украшения. Микротехника. Домашняя утварь. Терракотовые статуэтки. Традиционная пища. Верования. Пантеон богов. Святилища и храмы. Культовая скульптура. Жрецы и жрицы. Празднества. Погребальный обряд. Школа. Философия (Дифил, Смикр, Сфер). Исторические хроники. Театр. Пьесы: «Скифы» Софокла; «Ифигения в Тавриде» Эврипида. Спортивные состязания.

1 час

28

Культура и быт греческих городов-колоний

1 час

29

Культура и быт Боспора римского времени

Влияние культуры Рима. Шедевры античного искусства, найденные археологами на территории Кубани. Богатство и художественная ценность археологических находок на территории Северного Причерноморья. Взаимодействие античной и местной (варварской) скифско-сарматской традиций. Архитектура. Новы типы сооружений: ипподромы, термы (бани). Новые технологии: известковый раствор, обожжённый кирпич.

Скульптура. Демократизация персонажей. Скульптурные портреты правителей. Статуя Неокла (Горгиппия).

Живопись. Роспись по камню. Фрески. Мифологические и бытовые сюжеты. Растительные и геометрические орнаменты. Склеп Геракла.

Поэзия. Эпитафии. «Варваризмы» в языке. Тамгообразные знаки.

На пути к христианству. Тайные общины первых христиан. Апостол Андрей Первозванный. Боспорская и Зихская епархии. Базилики.

Следы античной архитектуры в Свято-Покровском храме (город Тамань). Отголоски древних эпох в современной городской архитектуре (фронтоны зданий, колонны различных ордеров, барельефы). Работа с текстом «Тиргатао — царица синдов».

1 час

30

Культура и быт Боспора римского времени

1 час

31

Культура и быт Боспора римского времени

1 час

Итоговое повторение

32

Появление первобытных людей на территории Кубани.

Появление первобытных людей на территории Кубани. Древность. Античный период истории Кубани. Основные изменения в хозяйственной деятельности и общественной жизни населения. Культурно-исторические памятники древней Кубани мирового значения и их исследователи: Е.Д. Фелицын, Н.И. Веселовский, Н.В. Анфимов, В.Е. Щелинский, И.И. Марченко, В.И. Марковин, Н.Е. Берлизов.

1 час

Определять основные периоды каменного века, изменение природно-климатических условий, орудий труда, занятий и общественных отношений. Объяснять термин «неолитическая революция». Давать характеристику археологическим культурам бронзового века, занятиям и быту людей. Давать характеристику народам, населявшим территорию Северо-Западного Кавказа в первом тысячелетии до н.э. Определять хронологические рамки и причины появления греческих колонистов, причины могущества и распада Боспорского царства.

Подготовить проект на тему «Археологические памятники Кубани разных эпох».

33

Античный период истории Кубани.

1 час

34

Основные изменения в хозяйственной деятельности и общественной жизни населения.

1 час