Русская культура XVII века.
XVII век проходит под знаком борьбы двух общественных настроений. С одной стороны, это защита старины, с другой, — понимание необходимости перемен. Важную роль играет религия, которая выступает против новых явлений, таким образом, она тормозит развитие науки и страны в то целом.
В это переломное для культуры время появляются первые ростки обновления:
-
человек начинает осознавать себя как личность;
-
вызревают условия для рождения светской культуры, которая свободна от церковных догм и канонов;
-
заметнее становится влияние Запада.
Школа, просвещение, научные знания: XVII век отмечен общественными потребностями и тягой к просвещению не только верхних слоев общества, но и средних, особенно городского населения.
Литература XVII в. продолжает оставаться многожанровой. Центральное место в литературе заняли исторические сюжетные повести, носившие публицистический характер. Впервые в русской литературе героем становится «несчастный» человек, неудачник, вызывающий сочувствие автора.
Новым жанром стали мемуары. Книжная поэзия — еще одно новшество российской словесности XVII в. Их зачинатели — Симеон Полоцкий и его ученики. Первые театральные представления состоялись в 1672 г. в придворном театре царя Алексея Михайловича.
Зодчество: Ведущим сооружением каменного зодчества оставался храм. Его «дивное узорочье» достигалось более усложненной «игрой объемов» (по сравнению с предшествующим периодом) с сочетанием различных декоративных средств, дающих множество деталей. В итоге церкви становятся богаче и наряднее внешне и внутри.
Развитие древнерусской архитектуры завершилось в 90-е гг. появлением нового стиля — «нарышкинского» или «московского барокко». Главные композиционные принципы этой архитектуры — ярусность, центричность, симметрия, равновесие масс. Декоративное убранство, обычно из резного белого камня, выглядело необыкновенно красиво на фоне гладких кирпичных стен. Окна, овальные или восьмиугольные, обрамлялись небольшими колоннами (церковь Покрова в Филях, Успенский собор в Рязани).
В XVII в. переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» называли современники дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском.
Живопись: Живопись первой половины XVII в. в значительной степени освободилась от сложной символики, характерной для XVI в., композиции стали проще и жизненнее.
Новым явлением в живописи XVII в. стало появление парсуны (от латинского—личность, т.е. портрет реального лица).
Известны портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, которые находятся в Государственном историческом музее. Произведения Ушакова – иконы, парсуны, росписи. («Спас нерукотворный», «Троица»)
-
Содержание
- 21.Появление христианства и первые века его истории. Основы вероучения и культа. Влияние христианства на европейскую культуру.
- 22.Общая характеристика культуры Византии.
- 23.Византия и Западная Европа: два пути культурного развития. Католицизм и православие.
- 24.Дохристианская культура восточных славян. Принятие Русью христианства. Язычество и христианство на Руси.
- 25.Древнерусское искусство.
- 26.Русская культура: характерные черты. Особенности русского национального менталитета.
- 27. Средневековое искусство. Христианство и искусство.
- 28. Средневековая наука и образование в Западной Европе.
- 29.Романский и готический ― два стиля, два этапа в развитии европейской архитектуры.
- Ислам и культура арабо-мусульманского мира в Средние века.
- Возрождение: сущность, причины, основные черты. Национальные особенности культуры Ренессанса.
- 32. Искусство эпохи Возрождения.
- 33.Реформация как феномен культуры. Гуманизм и протестантизм.
- Западноевропейская культура XVII века. Барокко и классицизм.
- Русская культура XVII века.
- Европейская культура эпохи Просвещения.
- Культура России XVIII в.
- Мировая культура XIX века: новые тенденции.
- Культура России XIX в.: проблемы и достижения.
- Мировая культура 1-ой половины XX века.
- Мировая культура 2-й половины XX века.
- Русская культура «серебряного века».
- 43. Отечественная культура XX века: общая характеристика.
- 44.Актуальные проблемы современной культуры..