logo
Otvety_21-44

Русская культура XVII века.

XVII век проходит под знаком борьбы двух обще­ственных настроений. С одной стороны, это защита старины, с другой, — понимание необходимости перемен. Важную роль играет религия, которая выступает против новых явлений, таким образом, она тормозит развитие науки и страны в то целом.

В это переломное для культуры время появляются первые рост­ки обновления:

Школа, просвещение, научные знания: XVII век отмечен общественными потребностями и тягой к про­свещению не только верхних слоев общества, но и средних, осо­бенно городского населения.

Литература XVII в. продолжает оставаться многожанровой. Центральное место в литературе заняли исторические сюжет­ные повести, носившие публицистический характер. Впервые в русской литературе героем становится «несчастный» человек, неудачник, вызывающий сочувствие автора.

Новым жанром стали мемуары. Книжная поэзия — еще одно новшество российской словеснос­ти XVII в. Их зачинатели — Симеон По­лоцкий и его ученики. Первые театральные представления состоялись в 1672 г. в придвор­ном театре царя Алексея Михайловича.

Зодчество: Ведущим сооружением каменного зодчества оставался храм. Его «дивное узорочье» достигалось более усложненной «игрой объемов» (по сравнению с предшествующим периодом) с сочетанием различных декоративных средств, дающих множество деталей. В итоге цер­кви становятся богаче и наряднее внешне и внутри.

Развитие древнерусской архитектуры завершилось в 90-е гг. по­явлением нового стиля — «нарышкинского» или «московского ба­рокко». Главные композиционные принципы этой архитектуры — ярусность, центричность, симметрия, равновесие масс. Декоратив­ное убранство, обычно из резного белого камня, выглядело необык­новенно красиво на фоне гладких кирпичных стен. Окна, овальные или восьмиугольные, обрамлялись небольшими колоннами (церковь Покрова в Филях, Успенский собор в Рязани).

В XVII в. переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» называли современники дворец царя Алексея Михай­ловича в селе Коломенском.

Живопись: Живопись первой половины XVII в. в значительной степени ос­вободилась от сложной символики, характерной для XVI в., компо­зиции стали проще и жизненнее.

Новым явлением в живописи XVII в. стало появление парсуны (от латинского—личность, т.е. портрет реального лица).

Известны портреты царей Алексея Михайловича и Федо­ра Алексеевича, которые находятся в Государственном историчес­ком музее. Произведения Ушакова – иконы, парсуны, росписи. («Спас нерукотворный», «Троица»)