Мировая культура 2-й половины XX века.
В идеологии противостояние между системами капитализма и социализма было непримиримым и даже воинственным (“холодная война”), то в искусстве влияние капиталистического Запада на страны социализма было заметным. После 2-й мировой войны в странах социализма (Болгария, Венгрия) началось становление социалистического искусства. В странах капитализма продолжалось наступление модернизма в самых различных его проявлениях, во главе этого модернистического всплеска стали США.
Живопись. В буржуазных странах во 2-й половине 50-х гг. и особенно в 60-е гг. свои позиции стало сдавать абстрактное искусство под напором новых течений. Так, например, “оптическое искусство” (оп-арт) (основоположник Виктор Вазарели) представляло собой композиции абстрактные композиции из линий и геометризированных пятен, подсвеченные цветными лампочками. Как протест против безжизненности абстракционизма возникает поп-арт — искусство, по замыслу создателей, понятное зрителям, популярное. Характерная черта поп-арта — уродливость изображения. Изображая в уродливой, гипертрофированной форме привычные современному человеку вещи, поп-художники стремятся обратить внимание на загроможденную техническими изделиями, далекую от природу среду, в которой человек обитает, помочь ему осознать уродливость и противоестественность такой жизни. (Роберт Раушенберг «Пестель»)
Литература. Новое развитие в XX веке получила научно-фантастическая литература. Своими произведениями научно-фантастическая литература XX вёка предупреждает об опасности идеализации результатов развития современной цивилизации (С.Лем, Р.Брэдбери, Р.Шекли, А.Азимов, А.Кларк).
В западной литературе ощущаются настроения пессимизма, обреченности, страха перед будущим. Научно-технический прогресс и подвижки в общественных отношениях наложили отпечаток в тематике литературы. В романе У.Голдинга «Повелитель мух» утверждается, что в каждом человеке живет зверь, что источник зла — сам человек.
Становится модным и широко входит в литературу экзистенциализм, особенно проявивший себя в творчестве Ж.П.Сартра и его последователей.
Архитектура. В 50-е гг. современная архитектура стала действительно всемирной, но она утратила былое единство 20-х гг. Во многих странах сформировались свои архитектурные школы. В 50-е гг. во всем мире пользовалось большой популярностью творчество Л. Мис ван дер Роэ, который с 1938 г. работал в США. Внешний облик построек, возводившихся по его проектам, предельно лаконичен. Эта бесстрастная, холодная архитектура является воплощением эстетики техницизма. Если в былые времена архитектура утверждала господство царей и религии, то в этих зданиях красноречиво выражен дух господства техники.
Музыка. Пестрота стилевых течений после войны намного выросла. Западную музыку захлестнула волна авангарда. Подлинным выразителем музыкальных вкусов XX века стада, рок-музыка. Сформировавшаяся изначально на основе негритянских танцевальных ритмов, рок-музыка породила огромное количество разновидностей, оттеснила на периферию популярности не только классику, но и другие современные виды музыки.
Театр XX века оказался в сложных условиях в связи с появлением кино и телевидения. Однако сохранился и классический театр и появились новые виды: детские и кукольные театры, театры, использующие современные жанры мюзикла и рок-оперы, и др.
Самые молодые и самые влиятельные представители зрелищной культуры XX века — кино и телевидение.
Контркультура – понятие, используемое для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам той или иной культуры, а также обозначающее явления молодёжной культуры 60-80-х гг. ХХ века (хиппи, панки).
- 21.Появление христианства и первые века его истории. Основы вероучения и культа. Влияние христианства на европейскую культуру.
- 22.Общая характеристика культуры Византии.
- 23.Византия и Западная Европа: два пути культурного развития. Католицизм и православие.
- 24.Дохристианская культура восточных славян. Принятие Русью христианства. Язычество и христианство на Руси.
- 25.Древнерусское искусство.
- 26.Русская культура: характерные черты. Особенности русского национального менталитета.
- 27. Средневековое искусство. Христианство и искусство.
- 28. Средневековая наука и образование в Западной Европе.
- 29.Романский и готический ― два стиля, два этапа в развитии европейской архитектуры.
- Ислам и культура арабо-мусульманского мира в Средние века.
- Возрождение: сущность, причины, основные черты. Национальные особенности культуры Ренессанса.
- 32. Искусство эпохи Возрождения.
- 33.Реформация как феномен культуры. Гуманизм и протестантизм.
- Западноевропейская культура XVII века. Барокко и классицизм.
- Русская культура XVII века.
- Европейская культура эпохи Просвещения.
- Культура России XVIII в.
- Мировая культура XIX века: новые тенденции.
- Культура России XIX в.: проблемы и достижения.
- Мировая культура 1-ой половины XX века.
- Мировая культура 2-й половины XX века.
- Русская культура «серебряного века».
- 43. Отечественная культура XX века: общая характеристика.
- 44.Актуальные проблемы современной культуры..