32. Искусство эпохи Возрождения.
Это переломный период в развитии сначала Итальянского, затем всего европейского Искусства. Который протекает в разных странах с 14 по 16 век. Предпосылки еще в 13 веке. Родина — Флоренция.
Первоначально выглядело, как возрождение к забытым достижениям античной культуры. Но они не отбрасывали достижения средневековой культуры, а иногда критиковали античность. Главный объект ― человек.
Ранний Ренессанс (сер. 14―15 вв.). Данте Алигьере «Божественная комедия», наполнено новыми элементами, противоречащими канонам церкви. Франческа Петрарка «Трактат о великих мужах древности» историк, философ, основатель лирической поэзии, первый поставил центре человека. Скульптор Донателло, впервые показал в творчестве человеческое тело.
В период расцвета гуманизма наука, поэзия, архитектура, изобразительные искусства достигли небывалого размаха. Многие властители стали покровителями искусств. Эти люди зачастую сочетали в себе черты чудовищных злодеев и тонких ценителей прекрасного; добро и зло в эпоху Возрождения переплетались самым причудливым образом.
Высокий Ренессанс (до второй трети 16 века). В XVI веке в Италии ренессансное искусство вступило в фазу наивысшего расцвета. Искусство Италии в эту пору сложно и противоречиво. В это время происходит высочайший взлет искусства, основанного на традициях гуманистической культуры. И в это же время возникают новые художественные явления, выражающие крушение гуманистических идеалов, породившие маньеризм, который распространяется во многих европейских странах.
Леонардо Да Винчи обогатил все области науки гениальными догадками, он более ученый нежели живописец, ни одна его картина не дописана. Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна». Микеланджело Буонарроти — скульптор, живописец, архитектор, поэт. Росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (смелость в изображении голых тел, скульптура «Давид»).
Поздний Ренессанс (вторая треть 16 — начало 17 вв.). Характеризуется наступлением церкви. Маньеризм — отказ от идеи гуманизма, но сохранение стиля, но не стал ведущим направлением.
Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Разочарование гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реальности ренессансным представлениям о человеке. К концу XVI в. это разочарование стало повсеместным. Кризис гуманизма вызревал постепенно, возникнув в его глубине. Гуманистическая устремленность выразилась в результатах, неожиданных для самих гуманистов. Так, в первой половине XVI в. публикуется сочинение Коперника о гелиоцентрической системе. Земля перестала быть центром мироздания. Человек стал маленьким и затерялся в бесконечной вселенной. Инквизиция.
Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный) — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Инквизиция (лат. inqizisio — розыск) — в католической церкви XIII—XIX вв. церковно-полицейское учреждение для борьбы с ересью. Судопроизводство велось тайно, с применением пыток.
- 21.Появление христианства и первые века его истории. Основы вероучения и культа. Влияние христианства на европейскую культуру.
- 22.Общая характеристика культуры Византии.
- 23.Византия и Западная Европа: два пути культурного развития. Католицизм и православие.
- 24.Дохристианская культура восточных славян. Принятие Русью христианства. Язычество и христианство на Руси.
- 25.Древнерусское искусство.
- 26.Русская культура: характерные черты. Особенности русского национального менталитета.
- 27. Средневековое искусство. Христианство и искусство.
- 28. Средневековая наука и образование в Западной Европе.
- 29.Романский и готический ― два стиля, два этапа в развитии европейской архитектуры.
- Ислам и культура арабо-мусульманского мира в Средние века.
- Возрождение: сущность, причины, основные черты. Национальные особенности культуры Ренессанса.
- 32. Искусство эпохи Возрождения.
- 33.Реформация как феномен культуры. Гуманизм и протестантизм.
- Западноевропейская культура XVII века. Барокко и классицизм.
- Русская культура XVII века.
- Европейская культура эпохи Просвещения.
- Культура России XVIII в.
- Мировая культура XIX века: новые тенденции.
- Культура России XIX в.: проблемы и достижения.
- Мировая культура 1-ой половины XX века.
- Мировая культура 2-й половины XX века.
- Русская культура «серебряного века».
- 43. Отечественная культура XX века: общая характеристика.
- 44.Актуальные проблемы современной культуры..