4 .1. Романтическое направление в историографии
Французская буржуазная революция вызвала острейшие споры своих противников и сторонников. Совершавшаяся на глазах современников история приводила к результатам, которые не укладывались в рациональную схему. Теории о скором наступлении царства разума, свободы и счастья перестали казаться правдоподобными. В этих условиях в Европе на рубеже XVIII–XIX вв. формируется идейно-художественное движение, впоследствии получившее название романтизма. Романтизм в литературе был представлен такими писателями, как И.-В. Гете, И.-Ф. Шиллер, Э.-Т.-А. Гофман в Германии; В. Гюго, П. Мериме во Франции; П.-Б. Шелли, Д.-Г. Байрон, В. Скотт в Британии; В. А. Жуковский, А. С. Пушкин в России. Художники Э. Делакруа, Т. Жерико, У. Тернер, философы И.-Г. Фихте, Г.-В. Гегель, А. Шопенгауэр также отдавали дань этому течению. Романтизм во многом повлиял на направления и школы в искусстве и литературе, содействовал изменениям в науках, общественной мысли и философии первой трети XIX в. Свое выражение романтизм нашел и в историческом знании. В это время история постепенно оформилась как самостоятельная дисциплина. И если в XVIII в. авторами исторических сочинений были по большей части философы, антиквары-коллекционеры, публицисты и литераторы, то уже в первой половине XIX в. изучение прошлого стало приобретать характер специализированной профессиональной деятельности. Широкую известность в Европе и мире получили труды таких историков, как О. Тьерри, Ф. Гизо, Ж. Мишле, А. Токвиль, Л. Ранке, Б.-Г. Нибур, Т.-Б. Маколей, Т. Карлейль, Н. М. Карамзин.
Ключевым для романтиков был принцип историзма. У всех явлений появилось дополнительное – историческое – измерение: их следовало рассматривать в становлении, развитии, расцвете и упадке. Все явления прошлого виделись авторам-романтикам как неповторимые, уникальные. Каждое из них интерпретировалось внутри того времени, ценностей, представлений, культуры, к которым принадлежало. Так, в исторических сочинениях романтизма складывалось ощущение дистанции между настоящим и прошлым. Такой взгляд подразумевал, что все без исключения эпохи, как необходимые стадии роста человеческого сообщества, были по-своему значимы. Если в рассуждениях просветителей европейское средневековье получило устойчивую негативную оценку как время варварства, суеверий и невежества, то романтики культивировали интерес к средним векам, нередко идеализируя и поэтизируя этот период истории.
Выделяются два направления романтизма: консервативный и либеральный. Консервативный романтизм идеализировал средневековье и католицизм. Согласно взглядам графа Жозефа де Местра (1753–1821), лучшим государственным порядком была монархия, подчинявшаяся церкви, римскому папе. Власть и порядок в государстве поддерживались не рукотворной конституцией, а народным духом, устоями, нравами и обычаями, господствовавшими над людьми. В сочинении де Местра «Соображения о Франции» обосновывалась мысль о том, что революция была результатом общей греховности народа. Писатель-романтик, публицист Франсуа Рене де Шатобриан (1768–1848) в трактате «Гений христианства» писал, что человечество знало только одно революционное событие, изменившее судьбу людей, – пришествие Христа. Прочие попытки преобразовать мир были вызваны человеческим стремлением повелевать силами, которые скрыты от него и подвластны только Провидению. Автор, используя приемы романтического письма, пытался воссоздать колорит средневековья, когда, по его мнению, христианство вдохновляло искусства, облагораживало нравы.
Либеральный романтизм связан с деятельностью Огюстьена Тьерри (1795–1856) и Франсуа Гизо (1784–1874), в чьих работах уделялось большое внимание политической истории средневековья и нового времени. Тьерри всю историю Франции рассматривает как борьбу классов, начиная с галлов и франков. К. Маркс назвал его «отцом классовой борьбы». Гизо пытается вскрыть сущность феодализма, выделяя три главных его признака: условный характер земельной собственности, слияние государственной власти с земледелием, феодальная иерархия.
Результатом распространения романтизма в первой половине XIX в. стал рост общественного интереса к истории. Распространенной практикой стало чтение открытых лекций. В Европе и Америке создавались исторические общества, музеи, специализированные журналы. В ряде стран начали печатать многотомные собрания источников по национальной истории (некоторые из этих серий выходят и в наши дни, насчитывая сотни томов). Так, с 1826 г. стали издаваться «Памятники истории Германии»; с 1835 г. – «Неизданные документы по истории Франции»; в Италии с 1836 г. печатались «Памятники отечественной истории»; в США в 1832–1861 гг. было опубликовано 38 томов «Государственных документов Америки». Эта вторая волна публикаций источников, в продолжение деятельности эрудитов предшествующих веков, отвечала на запросы времени.
Потребность в большей точности исследования источников вызвала к жизни направление в историографии, связанное с разработкой историко-критического метода. Это направление в первую очередь было связано с именем Леопольда фон Ранке (1795–1886), профессора Берлинского университета, автора более шестидесяти произведений по истории стран Средиземноморья, Пруссии, Франции, Англии, истории папства, международных отношений. Ранке принадлежит тезис, часто цитируемый в XIX–XX вв.: историк должен писать историю так, как это происходило на самом деле. Это высказывание подразумевало максимальную аккуратность и тщательность в работе с документами прошлого, предпочтение точности абстрактным теориям просветителей и художественным образам романтиков. Критерием отбора свидетельств для немецкого автора было их значение для последующего развития событий. В своих трудах он исследовал в первую очередь международные отношения и политическую историю стран, используя, по его мнению, более достоверные, официальные источники. Установка на объективность исследования предполагала, что основное внимание следовало уделить эмпирическим изысканиям. Сам Ранке ввел в Берлинском университете новую форму работы со студентами – семинар, где критически анализировались источники по средневековой истории Германии. Школа Ранке оказала огромное влияние на историческое знание XIX и XX вв. В понимании его последователей история была познаваема. Прошлое уже состоялось, и его следовало воссоздать единственно истинным способом – опираясь на установленные процедуры научного познания. Таким образом, истории придавался статус научного знания.
- © Isbn 978-5-8149-0911-4 гоу впо «Омский государственный
- Технический университет», 2010
- Лекция 1. Введение в дисциплину
- «История исторической науки»
- 1.1. Предмет и задачи изучения «Истории исторической науки»
- 1.2. Принципы и методы историографического познания
- 2.2. Античная историография: становление исторического знания
- 2.3. История исторической науки в эпоху Средневековья
- 2.4. Историография эпохи Возрождения
- Контрольные вопросы
- 3.1. Европейская историография XVII в.
- 3.2. Просвещение и развитие исторической науки в XVIII в.
- Контрольные вопросы
- Лекция 4. Развитие Теоретических основ исторической науки в XIX в.
- 4 .1. Романтическое направление в историографии
- 4.2. Вклад Гегеля в развитие исторической науки
- К. Маркс, ф. Энгельс и развитие теории исторического процесса
- Теоретические поиски второй половины XIX в.: позитивизм
- Контрольные вопросы
- Л екция 5. История исторической науки в XX в.
- Контрольные вопросы
- Лекция 6. Зарождение исторического знания на Руси
- Летописание на Руси (XI–XV вв.)
- Развитие исторических знаний в России XVI–XVII вв.
- Возникновение норманнской теории. М. В. Ломоносов
- Дворянская историография второй половины XVIII в.
- Контрольные вопросы
- Лекция 8. Российская историческая наука в XIX в.
- Н. М. Карамзин и его «История государства Российского»
- 8.2. Критическое направление в отечественной историографии 20–40-х гг. XIX в.
- 8.3. Сергей Михайлович Соловьев
- 8.4. К. Д. Кавелин, б. Н. Чичерин и оформление государственной теории
- 8.5. Николай Иванович Костомаров
- Контрольные вопросы
- Лекция 9. Московская школа историков (конец XIX – начало XX вв.)
- 9.1. Василий Осипович Ключевский и его концепция русской истории
- 9.2. П. Н. Милюков как историк и общественный деятель
- Контрольные вопросы
- Лекция 10. Петербургская школа историков (конец XIX – начало XX вв.)
- 10.1. Сергей Федорович Платонов
- 10.2. Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский
- Контрольные вопросы
- Лекция 11. История исторической науки в советское время
- Особенности исторической науки в советский период
- 11.2. Основные этапы развития советской историографии
- Самостоятельная работа студентов
- Библиографический список
- Содержание
- 1.1. Предмет и задачи изучения «Истории исторической науки» 3
- Людмила Дмитриевна Прохорова История исторической науки Учебное пособие