8.3. Сергей Михайлович Соловьев
Сергей Михайлович Соловьев (1820–1879) – признанный классик. Родился в Москве в семье священника. Окончил Московский университет. В 1845 г. защитил магистерскую диссертацию «Об отношениях Новгорода к русским великим князьям», в 1847 – докторскую диссертацию «История отношений между князьями Рюрикова дома». Обе работы окончательно установили за ним репутацию первоклассного ученого. Он стал профессором русской истории, деканом исторического факультета, наконец, ректором Московского университета.
Соловьев считал необходимым не только излагать, но и объяснять события прошлого, улавливать закономерность в последовательной смене явлений, выяснить руководящую идею, основное начало русской жизни. Первый том его «Истории России с древнейших времен» появился в 1851 г., последний (29-й) – в 1879 г. уже после смерти автора. Изложение Соловьев успел довести до 1774 г. Для Соловьева исторический процесс не только органичен, как у Эверса, но и непрерывен. Канва его изложения – хронологическое описание хода русской истории. Через определенные отрезки времени размещены главы о внутреннем состоянии русского общества за соответствующий период. Это не механические вставки, а как бы освещение событий изнутри, их подоплека, необходимая для понимания условий развития. Основными факторами русского исторического процесса Соловьев считал государство и народ – не противопоставляя их, а стараясь выяснить взаимную связь между ними. Большое значение Соловьев придает природным условиям, этнографическому составу народа и редкости населения.
Обращая внимание на истоки различий России и стран Западной Европы, историк указывал, что целый ряд факторов, в том числе территории, уже освоенные древней цивилизацией, камень и горы, содействовали быстрому утверждению на Западе феодального права, земельной собственности, быстрому оседанию, разнообразию народностей. Россия не имела этих условий, но при наличии беспредельного пространства, была отмечена другими признаками: подвижностью князей, движимым имуществом, неустойчивостью, разбросанностью средств, небывалым по величине государством, дружиной, вечным движением (колонизацией). Во всемирно-историческом плане одной из магистралей исторического развития человечества Соловьев считал многовековую борьбу Европы с Азией. Россия для него была только частным случаем этого конфликта. Длительную борьбу русского народа с кочевыми народами Востока, вторгавшимися из Азии в русские степи, Соловьев характеризовал как «борьбу леса со степью». Значение Соловьева в развитии русской исторической науки очень велико.
В концентрированном виде Соловьев сформулировал концепцию происхождения крепостного права в России и сделал вывод: «Прикрепление крестьян – это вопль отчаяния, испущенный государством, находящимся в безвыходном экономическом положении». Объясняя устойчивость крепостного права, которое лишь усилилось в XVIII в., «малолюдностью» страны и тем, что в России продолжался процесс колонизации, Соловьев и в этом случае рассматривал крепостное право как следствие низкого роста народонаселения и средство для закрепления результатов колонизации.
Особое место Соловьев отводил вопросу о происхождении казачества в России, объясняя его существование также природно-географическими условиями и процессом колонизации свободных земель. В своей исторической концепции казачеству он отводит роль «анархического элемента», который явился причиной массовых народных выступлений в XVI в., ослабляющих государство.
Весь ход русской истории Соловьев связывал с началами христианства. Нравственные силы народу с его точки зрения давали христианство, созидательная роль государства и просвещение. Все названные Соловьевым признаки «особенности» России никак не могли, по его мнению, исключить русский народ из числа исторических.
Его «История» и при его жизни и долгое время после его смерти служила молодым русским историкам как необходимое введение в их собственную работу. При всем том Соловьев был очень скромного мнения о ценности своего труда. Любимому и самому талантливому из своих учеников В. О. Ключевскому Соловьев предсказывал, что его громадная книга будет скоро снята со стола и забыта. В своей статье «Памяти Соловьева», написанной к 25-летию смерти Сергея Михайловича, Ключевский опроверг эти опасения своего учителя.
- © Isbn 978-5-8149-0911-4 гоу впо «Омский государственный
- Технический университет», 2010
- Лекция 1. Введение в дисциплину
- «История исторической науки»
- 1.1. Предмет и задачи изучения «Истории исторической науки»
- 1.2. Принципы и методы историографического познания
- 2.2. Античная историография: становление исторического знания
- 2.3. История исторической науки в эпоху Средневековья
- 2.4. Историография эпохи Возрождения
- Контрольные вопросы
- 3.1. Европейская историография XVII в.
- 3.2. Просвещение и развитие исторической науки в XVIII в.
- Контрольные вопросы
- Лекция 4. Развитие Теоретических основ исторической науки в XIX в.
- 4 .1. Романтическое направление в историографии
- 4.2. Вклад Гегеля в развитие исторической науки
- К. Маркс, ф. Энгельс и развитие теории исторического процесса
- Теоретические поиски второй половины XIX в.: позитивизм
- Контрольные вопросы
- Л екция 5. История исторической науки в XX в.
- Контрольные вопросы
- Лекция 6. Зарождение исторического знания на Руси
- Летописание на Руси (XI–XV вв.)
- Развитие исторических знаний в России XVI–XVII вв.
- Возникновение норманнской теории. М. В. Ломоносов
- Дворянская историография второй половины XVIII в.
- Контрольные вопросы
- Лекция 8. Российская историческая наука в XIX в.
- Н. М. Карамзин и его «История государства Российского»
- 8.2. Критическое направление в отечественной историографии 20–40-х гг. XIX в.
- 8.3. Сергей Михайлович Соловьев
- 8.4. К. Д. Кавелин, б. Н. Чичерин и оформление государственной теории
- 8.5. Николай Иванович Костомаров
- Контрольные вопросы
- Лекция 9. Московская школа историков (конец XIX – начало XX вв.)
- 9.1. Василий Осипович Ключевский и его концепция русской истории
- 9.2. П. Н. Милюков как историк и общественный деятель
- Контрольные вопросы
- Лекция 10. Петербургская школа историков (конец XIX – начало XX вв.)
- 10.1. Сергей Федорович Платонов
- 10.2. Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский
- Контрольные вопросы
- Лекция 11. История исторической науки в советское время
- Особенности исторической науки в советский период
- 11.2. Основные этапы развития советской историографии
- Самостоятельная работа студентов
- Библиографический список
- Содержание
- 1.1. Предмет и задачи изучения «Истории исторической науки» 3
- Людмила Дмитриевна Прохорова История исторической науки Учебное пособие