8.5. Николай Иванович Костомаров
Николай Иванович Костомаров (1811–1885) родился в слободе Юрасовке Острогожского уезда Воронежской губернии. Отец его был дворянин-помещик, мать – малороссийской крестьянкой. Отец был поклонником французской литературы XVIII века и вместе с тем жестоким крепостником.
Костомаров учился сначала в Харькове, в гимназии, потом на историко-филологическом факультете в университете. Занимался сначала античностью, но под влиянием преподавателя русской истории Лунина начал вырабатывать новый взгляд на историю, сквозь призму народной культуры и фольклора. В 1837 г. сдал экзамены, и советом университета ему было присвоена ученая степень кандидата исторических наук. Суть его понимания исторического процесса состояла в противопоставлении народа и его духовной жизни государству как внешней силе. Осенью 1840 г. сдает магистерский экзамен. В 1843 г. подал к обсуждению и защитил диссертацию «Об истории значения русской народной поэзии». После этого он начал писать исследование о Богдане Хмельницком для докторской диссертации.
В 1846 г. совет Киевского университета выбрал его преподавателем русской истории, но в Киеве Костомаров сблизился с кружком молодежи (Кирилло-Мефодиевским братством), как и он сам увлеченной мыслями о народности и народной поэзии, мечтами о славянской федерации. Уже через год участники кружка были арестованы. Костомарова отправили в Петропавловскую крепость, затем выслали в Саратов без права занятий преподавательской деятельностью.
Костомаров продолжал писать свой труд о Хмельницком и начал новую работу о внутреннем быте Московского государства XVI–ХVII вв. В 1856 г. с него был снят полицейский надзор. Весной 1859 г. Костомаров приглашен Петербургским университетом на кафедру русской истории. Началась самая творческая пора его жизни и период наибольшей его популярности. Костомаров читал курс по древней русской истории. Лекции Костомарова в университете пользовались неслыханным успехом, привлекая массу студентов и посторонних слушателей. В эту же пору Костомаров был избран членом археографической комиссии и предпринял издание актов по истории Малороссии XVII века. В том числе он выпустил девять томов «Актов, относящихся к истории Южной и Западной России».
Помимо своих лекций в университете Костомаров и несколько других профессоров организовали в помещении Городской думы публичные лекции, известные в тогдашней печати под именем Вольного университета. В 1863 г. вышел его выдающийся труд «Северорусские народоправства» (Новгород, Псков, Вятка), основанный на его лекциях в Петербургском университете, через три года в «Вестнике Европы» появился другой его значительный труд – «Смутное время Московского государства». В 1874–1876 гг. появилась в двух томах «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей».
Костомаров придавал большое значение этнографической основе народного духа, психическому складу народа. Украинец – индивидуалист, великоросс – общинник. У великорусского народа сильно чувство дисциплины, сильно государственное начало. Украинская народность проникнута началом свободы. Украинская народность создала вечевой строй, великорусская – единодержавие. Большое внимание Костомаров уделял роли Польши в русской и украинской истории. Он считал, что по языку украинцы ближе к великорусам, чем к полякам, но по своему национальному характеру они ближе к полякам. Разница в том, что поляки – аристократический народ, а украинцы – демократический.
Костомаров был талантливым писателем. Лишь в последние годы его жизни, когда здоровье и силы его были надорваны, писания его становятся сухим, чисто фактическим изложением событий. Костомарова многие критиковали за недостаточно внимательное отношение к источникам и проистекавшие отсюда ошибки, а также за пристрастное отношение к истории Московского государства, в которой он часто подчеркивал отрицательные черты. В этом последнем отношении сказалась разница взглядов Костомарова и его критиков. Последние едва ли не резче высказывались относительно истории Украины.
Вклад Костомарова в развитие русской историографии очень существенен. Он первый ввел в оборот русской исторической науки обильный материал по истории Украины XVII века. Своими взглядами на ход русской истории (роль областничества) он дополнил схему Соловьева. Собрание сочинений Костомарова было издано в Петербурге в 1903–1905 гг. (шестнадцать томов в шести книгах).
- © Isbn 978-5-8149-0911-4 гоу впо «Омский государственный
- Технический университет», 2010
- Лекция 1. Введение в дисциплину
- «История исторической науки»
- 1.1. Предмет и задачи изучения «Истории исторической науки»
- 1.2. Принципы и методы историографического познания
- 2.2. Античная историография: становление исторического знания
- 2.3. История исторической науки в эпоху Средневековья
- 2.4. Историография эпохи Возрождения
- Контрольные вопросы
- 3.1. Европейская историография XVII в.
- 3.2. Просвещение и развитие исторической науки в XVIII в.
- Контрольные вопросы
- Лекция 4. Развитие Теоретических основ исторической науки в XIX в.
- 4 .1. Романтическое направление в историографии
- 4.2. Вклад Гегеля в развитие исторической науки
- К. Маркс, ф. Энгельс и развитие теории исторического процесса
- Теоретические поиски второй половины XIX в.: позитивизм
- Контрольные вопросы
- Л екция 5. История исторической науки в XX в.
- Контрольные вопросы
- Лекция 6. Зарождение исторического знания на Руси
- Летописание на Руси (XI–XV вв.)
- Развитие исторических знаний в России XVI–XVII вв.
- Возникновение норманнской теории. М. В. Ломоносов
- Дворянская историография второй половины XVIII в.
- Контрольные вопросы
- Лекция 8. Российская историческая наука в XIX в.
- Н. М. Карамзин и его «История государства Российского»
- 8.2. Критическое направление в отечественной историографии 20–40-х гг. XIX в.
- 8.3. Сергей Михайлович Соловьев
- 8.4. К. Д. Кавелин, б. Н. Чичерин и оформление государственной теории
- 8.5. Николай Иванович Костомаров
- Контрольные вопросы
- Лекция 9. Московская школа историков (конец XIX – начало XX вв.)
- 9.1. Василий Осипович Ключевский и его концепция русской истории
- 9.2. П. Н. Милюков как историк и общественный деятель
- Контрольные вопросы
- Лекция 10. Петербургская школа историков (конец XIX – начало XX вв.)
- 10.1. Сергей Федорович Платонов
- 10.2. Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский
- Контрольные вопросы
- Лекция 11. История исторической науки в советское время
- Особенности исторической науки в советский период
- 11.2. Основные этапы развития советской историографии
- Самостоятельная работа студентов
- Библиографический список
- Содержание
- 1.1. Предмет и задачи изучения «Истории исторической науки» 3
- Людмила Дмитриевна Прохорова История исторической науки Учебное пособие