logo search
ИСТОРИЯ УКРАИН1

16. Социально-административное деление Запорожской Сечи

2. Особенности военно-политического и административного устройства Запорожской Сечи

Запорожье стало зародышем новой украинской государственности. Казаки создали органы власти, которые постепенно сосредоточивались в руках казацкой административной и судебной власти. Последняя распространялась как на казаков, так и на тех людей, которые жили за пределами Запорожья в укреплениях — "паланках. Киш возглавлял выборный кошевой атаман. Ему помогали выборный судья, писарь, обозный, есаул, хорунжий. Важнейшие вопросы военного и политического характера рассматривались на заседаниях Военного совета. Согласно обычному праву на них мог быть при сущего любой казак. Собиралась Военный совет тогда когда для решения того или иного вопроса нужна была воля всего общества, но два раза в год — 1 января и 1 октября — она собиралась обязательно.

Существовали также советы на уровне куреней, которые звали "сходки", и они собирались для решения вопросов местного значения. Для таких же целей созвали и сходки в паланках.

Подчеркнем такой факт: на Запорожской Сечи государственная система родилась из военной организации, поэтому государственные органы, административно-территориальная система, должности были как военными единицами, так и государственными. Кошевой атаман (гетман), военный судья и войсковой писарь составляли так называемую военную старшину. Они избирались Военным советом ежегодно 1 января. В мирное время военная старшина выполняла административные и судебные функции, а во время военных походов возглавляла Запорожское Войско, передавая свои полномочия наказной старшине.

Кошевой атаман (гетман) сосредоточивал в своих руках высшую военную, административную и судебную власть. Его власть не была абсолютной: он отчитывался перед Военным советом, его полномочия ограничивались летним сроком пребывания в должности. Военный судья был вторым должностным лицом в Запорожье. Он осуществлял суд над казаками и назначал начальника артиллерии. Военный писарь заведовал канцелярией и вел все письменные дела Запорожье. Военный есаул следил за соблюдением казаками порядка в Сечи, ведал охраной границ, заготовкой продовольствия для войска и т.д.

К концу XVI в. на Запорожье уже существовало войско со стройной организацией. Возглавлял его кошевой атаман (позже — гетман. Основной военной единицей был полк с 500 мушкетов. Полк делился на сотни, а те в свою очередь — на десятки. Должности кошевого атамана (гетмана), полковника, сотника, атамана, командовавший десятком (позднее — куренного атамана, были выборными. В своих грамотах и письмах они титулувалы себя "Войском Запорожским. Основную его часть составляла пехота. Войско пушки. Рядовой казак был вооружен мушкетом, пистолетом, саблей, ножом, копьем, иногда использовался лук и стрелы.

Численность Запорожского войска не была постоянной. На конец XVI в. оно составляло около 15 тыс. казаков. Январь имела также свой флот, состоявший из больших лодок — чаек или челнов. Войско Запорожское имело свою печать — герб с изображением казака с ружьем на плече, с саблей и пикой, воткнутые в землю рядом с фигурой казака. Сечевая хоругвь (флаг) была красного (малиновый) цвет: на лицевой стороне был изображен в белый цвет св. Архангел Михаил, а на обратной — белый

крест, окруженный небесными светилами.

В начале Освободительной войны высшим органом власти была Военный совет Войска Запорожского. К компетенции Военного совета входило решение важнейших государственных вопросов как военных, так и политических: она выбирала гетмана и генеральный правительство и имела право их устранения, решала все вопросы внешней политики, отсылала посольства, принимала послов, осуществляла правосудие. Право на участие в ней имели все казаки.

Начиная с 1649 г Военный совет созывается редко. Есть сведения об одной совет в 1650 г., две — в 1651 г., несколько — в 1653 г. и еще одну (последнюю) в январе 1654 г. — в Переяславе.

Одновременно с падением роли Военного совета возрастает значение старшинских рад. И хотя это был совещательный орган при гетмане, его решения были обязательными для него.

Система управления состояла из трех ступеней: Генерального, полкового и сотенного правительств. Генеральный правительство было центральным органом управления. Он возглавлял всю систему управления и был постоянно действующим органом.

Генеральный правительство избиралось Военным советом. Возглавлял Генеральный правительство гетман: как глава государства, высшее судья и верховный главнокомандующий, законодатель, поскольку он выдавал универсалы — нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории Украины.

Генеральный правительство было высшим распорядительным, исполнительным и судебным органом

государства.

Кроме гетмана, к Генеральному правительства входили генеральные старшины, руководившие отдельными отраслями управления.

Ближайшей к гетману государственной лицом был генеральный писарь. Он руководил внешними отношениями и канцелярией, через которую проходили все документы как к гетману, так и от него. Генеральный обозный, генеральный есаул и генеральный хорунжий занимались военными делами, отвечали за боеспособность войска и его материальное обеспечение. Генеральный хорунжий охранял знаки достоинства гетмана и Войска Запорожского, а также выполнял отдельные поручения гетмана. Генеральный судья был высшей апелляционной инстанцией по отношению к полковых и сотенных судов. Генеральный подскарбий возглавлял финансовую систему государства.

Перечисленные государственные лица составляли совет генеральной старшины, которая со временем вытесняет Военный совет.