Тема 23. Композиторское творчество
1. Деятельность в составе Бурятского Союза композиторов (1940) российских композиторов: Н. Пейко, Л. Книппера, Ю. Крейна, Р. Ромма, П. Берлинского, М. Фролова, В. Морошкина. Открытие театра оперы и балета (1949) в Улан-Удэ – как стимул для развития творчества композиторов.
2. Балеты, оперы бурятских композиторов Д. Аюшеева, Б. Ямпилова, Ж. Батуева и др.
3. Деятельность российских композиторов Г. Григоряна, Г. Комракова, Н. Берестова и др. при организации якутского Союза композиторов (1979). 1980-е гг.: включение в процесс композиторского творчества национальных кадров (З. Степанов, А. Сазонов, В. Ксенофонтов).
4. Деятельность Р. Кендебиля, Р. Мироновича А. Чыргал –Оола в Туве.
5. Деятельность А. Кеннеля в Хакассии.
6.Жанровое многообразие творчества композиторов Бурятии и Якутии.
7. Преобладание жанров симфонической музыки в Туве.
Рекомендуемая литература для подготовки к семинару
Варламова, А.В. Фортепианное искусство Якутии: творчество, исполнительство, образование: Автореф. диссертации канд. искусствоведения – Магнитогорск, 2004. – 26 с.
Головнева, Н.И. Особенности претворения традиций национального эпоса в якутской опере (на примере «Нюргун Боотур») // Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока: Сб. научных трудов. – Новосибирск, 1986. – С. 228 – 250.
Головнева, Н.И. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры: (1920 – 1985). – Новосибирск, 1994. – 383 с.
Ильина, Л.Г. О преломлении традиций якутского фольклора в «Концертной импровизации для хомуса и симфонического оркестра» Н. Берестова // Творчество композиторов Сибири (вопросы музыкального языка и стиля). – Новосибирск, 1983. – Вып. 1. – С. 6 – 26.
Колпецкая, О.Ю. Производственная тема в отечественном музыкальном театре 50-х годов (на примере балета С. Ряузова «Свет над долиной» // Национальная самобытность искусства на рубеже тысячелетий: материалы научно-практической конференции, посвященной 60-летию Союза композиторов Республики Бурятия (16-17 ноября 2000 г.). – Улан-Удэ, 2000. – С. 11-13.
Колпецкая, О.Ю. О роли фактурно-тематического комплекса «подводного колокола» в балете Л. Книппера и Б. Ямпилова «Красавица Ангара» (к уточнению жанровой специфики) // Образование и культура XXI века. Т. II: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Улан-Удэ, 2000. – С. 20 – 29.
Колпецкая, О.Ю.О некоторых особенностях претворения традиций бурятского героического эпоса «Гэсэр» в балете Ж. Батуева «Сын земли» // Культура, искусство образование: музыка как средство воспитания и коммуникации. Межвузовский сборник научных статей. – Красноярск: КГАМиТ, 2002 – Вып.3. – С. 135 – 149.
Колпецкая, О.Ю. Особенности интонационной драматургии балета Ж. Батуева «Цветы жизни» // THЁSAUROS: сб. научных статей. – Красноярск, 2005. – С. 72 – 91.
Куницын, О. Становление бурятской композиторской школы и творчество Г. Дудаева // История музыкальной культуры Сибири (на рубеже XIX – XX вв). – М., 1978. – С. 48 – 57.
Куницын, О.И. Недопетая песня. Гур-Дарма Дашипилов // Сибирский музыкальный альманах, 2002 / Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. – Новосибирск, 2004. – С. 326 – 330.
Куницын, О.И., Лесовичеснко, А.М. Традиции русской музыки о Востоке в творчестве бурятских композиторов // Музыкальное искусство и культура: наблюдения, анализ, рекомендации: Сб. статей. – Новосибирск, 1996. – Вып.3. – С. 69 – 82.
Ливащук-Полякова, О.Н. Претворение бурятского песенного фольклора в хоровом творчестве Д. Аюшеева // Культура, искусство, образование: межвузовский сб. науч. ст. – Красноярск, 2004. – Вып. 4. – С. 116 – 121.
Осипенко, Г.А. Тема современности в симфоническом творчестве тувинских композиторов // Творчество композиторов Сибири (вопросы музыкального языка и стиля). – Новосибирск, 1983. – Вып. 1. – С. 37 – 55.
Осипенко, Г.А. Формирование тувинской музыки: Автореф. дис. канд… искусствоведения. – Л., 1985. – 21 с.
Павлова-Борисова, Т.В. О творчестве современных якутских композиторов // Композитор в современном мире: Материалы Всерос.научной конфер. «Актуальные проблемы совр. композиторского творчества» 11– 12 ноября 2008 г. – Красноярск, 2008. – С. 120 – 136.
Покидько, Е.Б. Тойук и его претворение в творчестве композиторов Саха (Якутия). – Автореф. дис. …канд. искусствоедения. – Новосибирск, 2001. – 21 с.
Пыльнева, Л.Л. Проблемы интерпретации вокальных сочинений композиторов сибирских национальных школ // Композитор в современном мире: Материалы Всерос.научной конфер. «Актуальные проблемы совр. композиторского творчества» 11– 12 ноября 2008 г. – Красноярск, 2008. – С. 114 – 120.
Русинова, О.А. Бурятский фольклор в симфонических произведениях советских композиторов // Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока: Сб. научных трудов. – Новосибирск, 1986 – С. 202 – 227.
Сапельцев, В. На пути к социалистической культуре (очерк о музыкальной жизни Тувы) // Музыка Сибири и Дальнего Востока: Сб. статей. – М.: Сов. Композитор, 1982. – С. 80 – 120.
Цыбикова-Данзын, И.А. Соната в фортепианном творчестве композиторов Тувы // Наука и художественное образование: Материалы Всероссийской научно-практической конфер., посвященной 25-летию КГАМиТ (14 – 16 ноября 2003 г.) – Красноярск, 2003. – С. 292 – 300.
Цыбудеева, Н. Народная песня в творчестве бурятских композиторов // История музыкальной культуры Сибири (на рубеже XIX – XX вв). – М.,1978. – С. 58 – 68.
Авторский вечер старейшины красноярских композиторов: Веселков Ф.П. [Звукозапись]. – CD, 2007.
- Белоносова и.В. Музыкальная культура сибири
- Красноярск, 2012
- Введение…………………………………………………………………………… 4 Программа курса……………………………………………………………………4
- Введение
- Задачи курса
- Требования к результатам освоения дисциплины
- Раздел I. Музыкальная культура Сибири от начала освоения русскими поселенцами до Октябрьской революции 1917 г.
- Тема 15. Музыкальные театры. Филармонии
- Раздел ш. Композиторское творчество (академические музыкальные жанры)
- Примерные темы семинаров
- Тема 2. Музыкальная культура коренных народов Сибири
- Тема 3. Песенный фольклор русского населения
- Тема 11. Музыкально-театральная жизнь рубежа веков
- Тема 12. Музыкальное образование
- Тема 19. Национальные культурные центры Западной и Восточной Сибири
- Тема 23. Композиторское творчество
- Перечень вопросов на зачет
- Примерные варианты тестов
- Б. Творчество композиторов сибирского региона
- Тема: Становление профессиональной музыкальной культуры коренных народов Сибири
- Список литературы по темам курса
- Тема 1. Историко-географическая характеристика Сибири
- Тема 2. Музыкальная культура коренных народов Сибири
- Тема 5. Музыкальные общества
- Тема 6. Концертно-театральная жизнь
- Тема 11. Музыкально-театральная жизнь (Семинар)
- Тема 12. Музыкальное образование (Семинар)
- Тема 13. Общая характеристика музыкальной культуры Сибири: советский период
- Тема 14. Становление профессиональной музыкальной культуры: музыкальное образование
- Тема 15. Музыкальные театры. Филармонии
- Тема 16. Творческие союзы
- Тема 17. Тематика произведений сибирских авторов
- Тема 18. Академические музыкальные жанры
- Тема 19. Национальные культурные центры Западной и Восточной Сибири (Семинар)
- Тема 20. Музыкальное образование
- Тема 21. Музыкально-театральная жизнь
- Тема 22. Концертное исполнительство
- Тема 23. Композиторское творчество (Семинар)
- Тема 24. Музыкальная жизнь сибирских городов (Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Чита)
- Список рекомендуемых для прослушивания произведений