logo
Методические рекомендации МКС

Раздел ш. Композиторское творчество (академические музыкальные жанры)

Тема 16. Творческие союзы

Краткая история формирования, становления, развития ведущих творческих союзов, их роль и значение для музыкальной культуры Сибири в контексте российской действительности.

Сибирская организация Союза композиторов. Красноярская организация Союза композиторов. Композиторские организации в Омске, Иркутске.

Тема 17. Тематика произведений сибирских авторов

Сибирская тема как одна из ведущих тем отечественной художественной, и, в частности, музыкальной культуры. Тема революции и гражданской войны. Претворение фольклора. Произведения на тексты сибирских писателей и поэтов. Тема Сибири в творчестве красноярских композиторов.

Тема 18. Академические музыкальные жанры

Классификация и характеристика академических музыкальных жанров, практика их использования в творчестве сибирских композиторов. Творчество красноярских композиторов: О. Проститова, В. Пономарева, В. Сенегина и др. Камерно-вокальная музыка красноярских композиторов.

Деятельность композиторов-песенников в рамках самодеятельного творчества.

Раздел IV. Становление профессиональной музыкальной культуры народов Сибири

Тема 19. Национальные культурные центры Западной и Восточной Сибири

Специфика становления профессиональной музыкальной культуры народов Сибири, роль и значение российских мастеров. Краткая характеристика современного состояния музыкального искусства.

Тема 20. Музыкальное образование

Неравномерность становления профессионального музыкального образования в республиках. Роль российских музыкантов на разных этапах формирования музыкального образования в республиках.

Тема 21. Музыкально-театральная жизнь

Синкретизм народного искусства как основа формирования национальных музыкально-драматических театров-студий. Сложности формирования музыкально-театральных коллективов Тыве, Хакассии, Якутии. Роль представителей национальной литературы в становлении репертуара музыкально-театральных коллективов. Гастрольная деятельность национальных театров.

Тема 22. Концертное исполнительство

Профессионализация исполнительской культуры в республиках – магистральное направление исполнительской деятельности коллективов 1950-е – 1980-е годы.

Тема 23. Композиторское творчество

Формирование композиторских школ Бурятии, Якутии, Тывы, Хакассии. Деятельность композиторов республик по созданию жанрового своеобразия композиторских школ.

Раздел V. Музыкальная жизнь городов Сибири (1990-е – начало 2000 гг.)

Тема 24. Музыкальная жизнь восточно-сибирских городов (Красноярск, Иркутск, Чита, Новосибирск)

Характеристика музыкальной жизни, музыкальной культуры в каждом городе в 1990-е гг. в связи с историко-географическими и социально-экономическими особенностями региона. Музыкальное образование. Обзор деятельности выдающихся музыкантов-педагогов, деятелей музыкальной культуры. Обзор творчества композиторов, исполнителей, концертных коллективов в каждом городе.

План – программа обзорных лекций по курсу

«Музыкальная культура Сибири»

для студентов заочной формы обучения

Тематический план лекций

Тема

Кол-во часов

1

Введение

2

2

Музыкальная культура коренных народов Сибири

2

3

Музыкальное образование до 1917 г.

2

4

Общая характеристика музыкальной культуры Сибири советского периода

4

5

Творческие союзы на территории Сибири

2

6

Композиторское творчество

2

Всего:

14

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Целью самостоятельной работы студентов как очной, так и заочной форм обучения является формирование навыков самостоятельного изучения литературы по предмету.

Для осознания логических закономерностей становления музыкальной культуры и применения их для характеристики исторического движения музыкальной культуры Сибири, при рассмотрении того или иного явления, необходимо постоянно раскрывать неразрывную взаимосвязь исторического развития музыкальной культуры Сибири, ее регионов и общества в целом.

Специфика данного курса предполагает посещение концертов, культурных мероприятий с участием музыкальных коллективов, исполнителей г. Красноярска, коллективов регионов Сибири.

Разделы курса изучаются с неодинаковой подробностью, поэтому возрастает роль самостоятельной работы студентов при подготовке к каждому занятию, а также при подготовке к семинарам, контрольным урокам, письменным заданиям (тестам).

Освоение курса требует серьезной и вдумчивой работы. Прежде чем приступить к выполнению заданий по темам, выносимым на зачет, рекомендуется следующее:

1) Вначале ознакомиться с Программой курса. 2) Усваивать содержание учебной дисциплины лучше небольшими блоками. 3) Внимательно изучив содержание каждой темы (в разделе Программа курса), необходимо подготовить письменные ответы по предложенному краткому плану темы, законспектировав ряд источников из рекомендуемого списка. 4) Конспектирование литературы должно быть поэтапным, по мере прохождения соответствующих разделов и в той последовательности, в которой предлагается изложение содержания тепы в Программе курса. 5) Необходимым условием изучения дисциплины является прослушивание (или анализ нотного текста) музыкальных произведений из предлагаемого списка.