16. Мировые структурные кризисы сер.70- нач. 80-х гг. И переход западных стран к неоконсервативной политике
либеральный неокенсианский курс снял соц. напряг, немного поднял экономику,но из за больших расходов на соц проги не смог справиться с экономическими кризисами. Это вызвало структурные кризисы и как результат отжод от неокейнсианства к неоконсерванизму. (сокращение соц. прог., сокращение гос сектора и госконтроля, уступки частному капиталу, денационализация, приватизация, частная инициатива,). Подобную политику проводили исоц. дем. партии оставшиеся у руля.В середине 80 консерваторы победили в Англии ,США,ФРГ,Италии,Франции.
Наиболее глубокими и широкими по охвату стран были кризисы(ониже циклические) 1974 – 1975 и 1980 – 1982 гг.
структурные кризисы капиталистической экономики, порождаемые диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей производства они носят более длительный характер и не укладываются в рамки одного воспроизводственного цикла.
Структурный кризис поражает отрасли, спрос на продукцию которых растет медленнее, чем экономика в целом, а иногда даже сокращается абсолютно. В этом случае выявляются относительное перенакопление основного капитала и его обесценение. Поэтому структурный кризис вызывает отлив капитала из этой отрасли, а также вынуждает предпринимателей искать пути снижения издержек производства, идти на технические инновации (нововведения) и обновлять капитал на более высокой технической базе. Антикризисное государственное регулирование. Основным направлением государственного вмешательства в экономику после войны становится антициклическое (антикризисное) регулирование. Все страны применяли его как для выхода из кризисов, так и для предотвращения их возникновения. Оно осуществляется в основном посредством бюджетной и кредитно-денежной политики государства. Так, в 50-60-е гг. для противодействия застойным явлениям правительства капиталистических стран увеличили государственные расходы и снижали налоги, заботились об ускорении процесса амортизации, повышая норму амортизационных отчислений. Такие мероприятия способствовали росту совокупного спроса, что вело к увеличению инвестиций и, в свою очередь, – к расширению производства. Это была в основном бюджетно-налоговая политика, лишь дополняемая кредитно-денежной.
В результате в 50-60-е гг. наблюдалась тенденция к росту государственной и полугосударственной собственности на основе национализации находившихся в кризисном состоянии отраслей промышленности, инфраструктуры. Огромные бюджетные средства направлялись в военно-промышленный комплекс, НИОКР, социальную сферу.
Новой формой государственного регулирования в некоторых странах становятся программирование и индикативное планирование экономики, подкрепляемые бюджетными программами (Голландия, Испания, Норвегия, Франция, Швеция).
В 60-70-е гг. общая экономическая ситуация претерпевает существенные изменения. В результате проводившейся в 50-е гг. государственной политики стимулирования совокупного спроса начинают нарастать инфляционные явления. Политика меняется: несколько сокращается рост государственного потребления, рост расходной части государственного бюджета. Одновременно, хотя и недостаточно активно, используется кредитно-денежная политика, повышаются ставки ссудного процента.
На рубеже 70-80-х гг. ситуация изменяется вновь. Эти годы характеризуются возникновением череды кризисов. Как отмечалось, отличительной чертой циклических кризисов 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг. было их переплетение со структурными кризисами (сырьевым, энергетическим, продовольственным, экологическим). Кроме того, для этих кризисов было характерно сочетание падения производства, роста безработицы, хронической недогрузки производственных мощностей с хроническим ростом цен. Это явление получило название стагфляции. Изжила себя и применявшаяся модель государственного регулирования.
В результате перед системой государственно-монополистического капитализма встала проблема изменения методов регулирования в соответствии с новым циклическим витком конъюнктуры. Происходит отказ от кейнсианской модели в пользу либеральной, предусматривающей ограничение роли государства, а, следовательно, большую свободу субъектов рынка.
В соответствии с пришедшей на смену неокейнсианству монетаристской концепцией основное внимание государство стало сосредотачивать на кредитно-денежном регулировании и использовании кредитно-денежной политики для амортизации циклических колебаний, устойчивого обеспечения экономического роста. Существенное отличие современной антикризисной политики заключается в ориентации ее на предложение, т.е. создание условий для эффективного производства, путем либерализации кредита, снижения налогов. Прежняя же политика преследовала задачу расширения спроса, опираясь на налогово-бюджетные рычаги.
- 1. Образование и основные этапы деятельности оон
- 2. Международные отношения в первые послевоенные годы (1945-1947)
- 3. Международные отношения в к.40-50-х гг.
- 4. Основные тенденции в международных отношениях в к. 50 - 60-е гг.
- 5. Международные отношения в период разрядки (к.60-к.70-х)
- 6. Международные отношения в 80-90-е гг. Окончание "холодной войны"
- 7. Глобальные процессы современности
- 8. Западноевропейская интеграция в 50-70-е
- 9. Европейская интеграция в 80 - 90-е
- 10. Рабочее и коммунистическое движение после второй мировой войны. Коминформ. Международное совещание коммунистических и рабочих партий
- 11. Социалистические и социал-демократические партии после Второй мировой войны. Деятельность Социалистического Интернационала.
- 12. Основные тенденции в международном рабочем движении в 80-90-е Профессиональные союзы.
- 13. Основные тенденции в развитии международных общественных движений в 50-60-е
- 4. Основные тенденции в развитии международных общественных движений в 70-90-е.
- 15. Сущность и основные черты неолиберальной модели социально-экономического и политического разития западных стран после Второй мировой войны
- 16. Мировые структурные кризисы сер.70- нач. 80-х гг. И переход западных стран к неоконсервативной политике
- 17. Сша после Второй мировой войны. Внутренняя и внешняя политика правительств Трумэна, Эйзенхауэра. Маккартизм
- 18. Сша в 60-е гг. Политика "новых рубежей" Дж. Кеннеди и политика правительства Джонсона
- 19. Политика правительств Никсона, Форда. Президентство Картера
- 20. Неоконсервативная политика правительства Рейгана в 80-е годы. Приход к власти Дж.Буша
- 21. Сша в 90-е. Политика правительства Клинтона. Выборы 2000
- 22. Оккупационная политика западных стран в Германии и её раскол. Образование фрг
- 23. Внутренняя и внешняя политика фрг в период правления хдс/хсс (1949-1966). Экономическое чудо. Неофашизм
- 24. Социал-демократы у власти. Внутренняя и внешняя политика правительств Брандта и Шмидта
- 25. Неоконсервативный курс правительств Коля в 80-е
- 26. Объединение Германии 3 октября 1990. Политическое и социально-экономическое развитие фрг в 90-е
- 27. Великобритания после Второй мировой войны. Социально-экономическая политика Третьего лейбористского правительства
- 28. Политика консервативных правительств Англии в 1954-1964. Суэцкий кризис.
- 29. Великобритания во второй половине 60-70-х. Ольстерский кризис
- 30. Неоконсервативная политика правительств Тэтчер. Тэтчеризм. Фольклендская война
- 31. Внутренняя и внешняя политика лейбористских правительств э.Блэра в 90-е гг.
- 32. Франция после Второй мировой войны. Временный режим
- 33. Четвёртая республика во Франции
- 34. Установление Пятой республики во Франции. Внутренняя и внешняя политика президента де Голля. Франция в 70-е годы
- 35. Социалисты у власти. Внутренняя и внешняя политика Франции в 80-перв. Полов. 90-х гг.
- 36. Внутренняя и внешняя политика президента Ширака в 90-е.
- 37. Италия после Второй мировой войны. Установление республики. Политика правительства де Гаспери
- 38. Политика центристских правительств в Италии (1953-1962). Экономическое чудо. Проблемы юга
- 39. Политика правительств "левоцентристской коалиции" в Италии (1962-1972). Терроризм
- 40. Италия в 70-80-е гг. Политика коалиции "национального единства". Наступление консервативных сил
- 41. Италия в 90-е. Становление Второй республики
- 42. Образование гдр. Основные этапы строительства командно-административной системы социализма
- 43. Нарастание социально-экономического и полиического кризиса в гдр в 80е. Революционные перемены.Объединение с фрг
- 44. Победа народно-демократической революции в Венгрии. Строительство командно-административной системы социализма. События 1956 г. Реформы "эры Кадара".
- 45. Демократическая революция 1989 г. В Венгрии. Перестройка эконом в 90-е гг. Становл. Демократ о-ва
- 46. Установление народно-демократической власти в Румынии. Строительство командно-административной системы социализма
- 47. Кризис авторитарно-бюрократического режима в Румынии в 80-е гг. Нар восстание в 1989 г. Демократизация полит. Жизни и рефором эконом в 90-е годы
- 48. Испания во второй половине хх века: от франкистского режима до демократии при Франко
- 49. Научно-техническая революция в западных странах, ее экономические и социальные последствия