9. Европейская интеграция в 80 - 90-е
В 1976 г. по поручению Европейского совета премьер-министр Бельгии Л.Тиндеманс разработал программу перестройки институтов Европейского сообщества в целях их превращения в звенья единого механизма управления западноевропейской интеграцией во всех областях («доклад Тиндеманса»). Проект предусматривал превращение Европейского сообщества в Европейский Союз.
В ноябре 1981 г. министр иностранных дел ФРГ Ганс-Дитрих Геншер и премьер-министр Италии Э.Коломбо подготовили проект нового документа, в котором были развиты многие идеи плана Л.Тиндеманса. На его основе в 1983 г. на совещании в Штутгарте страны ЕС решили выйти к подписанию договора о преобразовании сообщества в союз в течение пяти следующих лет, подписав Торжественную декларацию о Европейском Союзе.
В результате сложных переговоров в декабре 1985 г. в Люксембурге удалось, наконец, принять проект Единого европейского акта. Он предусматривал частичное изменение основополагающих Парижского договора 1951 г. (ЕОУС) и Римского договора 1957 г. о ЕЭС. Страны Европейского сообщества договорились расширить полномочия Комиссии ЕС, консультативные полномочия Европарламента и увеличить число случаев, в которых решения Совета министров ЕС должны были приниматься не консенсусом, а большинством голосов. В экономической области Единый европейский акт поставил задачу к 1992 г. создать в Европе единое хозяйственное пространство без внутренних границ, в рамках которого было бы обеспечено свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капиталов. Единый европейский акт был ратифицирован парламентами всех стран и вступил в силу в начале 1987 г. Сообщество еще не стало союзом, но создание союза по-прежнему провозглашалось целью сотрудничества западноевропейских стран.
За несколько месяцев до объединения Германии, 19 июня 1990 г., страны Бенилюкса, Франция и ФРГ заключили в замке Шенген (Люксембург) новую конвенцию о режиме пересечения государственных границ. В ее основе лежало Шенгенское соглашение о постепенной отмене проверок на внутренних границах, подписанное теми же странами в 1985 г. Оно было рассчитано на пять лет и предусматривало замену систематических проверок транспортных средств, пересекающих внутренние границы присоединившихся к нему стран, визуальным наблюдением за транспортными средствами без их остановки на пропускных пунктах. Шенгенская конвенция 1990 г. подтверждала принцип свободного передвижения граждан Европейского сообщества внутри зоны, образованной внешними границами присоединившихся к ней государств, и устанавливала единые требования к выдаче въездных виз иностранцам, которые, получив единую «шенгенскую» визу для въезда в одну из стран-участниц соглашения, имели право путешествовать по всем другим странам этой зоны без ограничений.
В ноябре 1990 г. к Шенгенской конвенции присоединилась Италия, в 1991 г. – Испания и Португалия, в 1992 г. – Греция, в 1995 г. – Австрия, а также в порядке эксперимента – Франция. 19 декабря 1996 г. ее действие было распространено на Данию, Швецию и Финляндию, а также Норвегию и Исландию. За пределами зоны единого европейского визового режима остались Британия и Ирландия.
Трансформация Европейского сообщества в интеграционную группировку более высокого уровня – Европейский Союз. Проект нового договора был составлен и летом 1991 г. одобрен Европейским советом, после чего в г. Маастрихте (Голландия) началась его доработка, занявшая более шести месяцев. 27 февраля 1992 г. Договор о Европейском Союзе был подписан. Он утвердил «храмовую конструкцию» ЕС. Ее «опорными колоннами» были три комплекса договоренностей о сотрудничестве в сферах 1) экономики, 2) внешней политики и безопасности, 3) юстиции и внутренних дел.
Руководяще-координирующая роль в союзе отводилась единой системе органов: Совету министров ЕС, европейской Комиссии, европейскому суду юстиции и европейскому парламенту. Над ними возвышался Европейский совет. Фактически оставаясь верховным органом интеграционного процесса, он формально не числился в ряду рабочих органов Евросоюза так же, как не считался рабочим органом прежнего Европейского сообщества. Рабочие органы Евросоюза строились как органы наднационального сотрудничества, а Европейский совет оставался институтом взаимодействия на межнациональной, межгосударственной основе. 1 ноября 1993 г. Маастрихтский договор вступил в силу.
Заключение Маастрихтского договора было крупным успехом политики интеграции. Евросоюз становился мощным центром притяжения для стран, которые оставались за его рамками. Австрия подала заявку на вступление в июле 1989 г., Швеция – в июле 1991 г., а Финляндия – в марте 1992 г. С 1 февраля 1993 г. в Брюсселе начались переговоры между ЕС и тремя странами. В июне 1993 г. Европейский совет на встрече в Копенгагене одобрил вступление трех новых стран. Летом-осенью 1994 г. в трех странах прошли референдумы, на которых решение о вступлении в ЕС было одобрено, и с 1 января 1995 г. они официально присоединились к Евросоюзу.
Вступление в Евросоюз Финляндии, Швеции и Австрии способствовало постановке в практическую плоскость вопросов о присоединении к ЕС стран Прибалтики и Словении. В 1998 г. начались переговоры о дальнейшем расширении ЕС и принятии в него восточноевропейских стран и Кипра.
Членства в ЕС активней стала добиваться Турция. Еще в 1963 г. она подписала соглашение об ассоциированном
- 1. Образование и основные этапы деятельности оон
- 2. Международные отношения в первые послевоенные годы (1945-1947)
- 3. Международные отношения в к.40-50-х гг.
- 4. Основные тенденции в международных отношениях в к. 50 - 60-е гг.
- 5. Международные отношения в период разрядки (к.60-к.70-х)
- 6. Международные отношения в 80-90-е гг. Окончание "холодной войны"
- 7. Глобальные процессы современности
- 8. Западноевропейская интеграция в 50-70-е
- 9. Европейская интеграция в 80 - 90-е
- 10. Рабочее и коммунистическое движение после второй мировой войны. Коминформ. Международное совещание коммунистических и рабочих партий
- 11. Социалистические и социал-демократические партии после Второй мировой войны. Деятельность Социалистического Интернационала.
- 12. Основные тенденции в международном рабочем движении в 80-90-е Профессиональные союзы.
- 13. Основные тенденции в развитии международных общественных движений в 50-60-е
- 4. Основные тенденции в развитии международных общественных движений в 70-90-е.
- 15. Сущность и основные черты неолиберальной модели социально-экономического и политического разития западных стран после Второй мировой войны
- 16. Мировые структурные кризисы сер.70- нач. 80-х гг. И переход западных стран к неоконсервативной политике
- 17. Сша после Второй мировой войны. Внутренняя и внешняя политика правительств Трумэна, Эйзенхауэра. Маккартизм
- 18. Сша в 60-е гг. Политика "новых рубежей" Дж. Кеннеди и политика правительства Джонсона
- 19. Политика правительств Никсона, Форда. Президентство Картера
- 20. Неоконсервативная политика правительства Рейгана в 80-е годы. Приход к власти Дж.Буша
- 21. Сша в 90-е. Политика правительства Клинтона. Выборы 2000
- 22. Оккупационная политика западных стран в Германии и её раскол. Образование фрг
- 23. Внутренняя и внешняя политика фрг в период правления хдс/хсс (1949-1966). Экономическое чудо. Неофашизм
- 24. Социал-демократы у власти. Внутренняя и внешняя политика правительств Брандта и Шмидта
- 25. Неоконсервативный курс правительств Коля в 80-е
- 26. Объединение Германии 3 октября 1990. Политическое и социально-экономическое развитие фрг в 90-е
- 27. Великобритания после Второй мировой войны. Социально-экономическая политика Третьего лейбористского правительства
- 28. Политика консервативных правительств Англии в 1954-1964. Суэцкий кризис.
- 29. Великобритания во второй половине 60-70-х. Ольстерский кризис
- 30. Неоконсервативная политика правительств Тэтчер. Тэтчеризм. Фольклендская война
- 31. Внутренняя и внешняя политика лейбористских правительств э.Блэра в 90-е гг.
- 32. Франция после Второй мировой войны. Временный режим
- 33. Четвёртая республика во Франции
- 34. Установление Пятой республики во Франции. Внутренняя и внешняя политика президента де Голля. Франция в 70-е годы
- 35. Социалисты у власти. Внутренняя и внешняя политика Франции в 80-перв. Полов. 90-х гг.
- 36. Внутренняя и внешняя политика президента Ширака в 90-е.
- 37. Италия после Второй мировой войны. Установление республики. Политика правительства де Гаспери
- 38. Политика центристских правительств в Италии (1953-1962). Экономическое чудо. Проблемы юга
- 39. Политика правительств "левоцентристской коалиции" в Италии (1962-1972). Терроризм
- 40. Италия в 70-80-е гг. Политика коалиции "национального единства". Наступление консервативных сил
- 41. Италия в 90-е. Становление Второй республики
- 42. Образование гдр. Основные этапы строительства командно-административной системы социализма
- 43. Нарастание социально-экономического и полиического кризиса в гдр в 80е. Революционные перемены.Объединение с фрг
- 44. Победа народно-демократической революции в Венгрии. Строительство командно-административной системы социализма. События 1956 г. Реформы "эры Кадара".
- 45. Демократическая революция 1989 г. В Венгрии. Перестройка эконом в 90-е гг. Становл. Демократ о-ва
- 46. Установление народно-демократической власти в Румынии. Строительство командно-административной системы социализма
- 47. Кризис авторитарно-бюрократического режима в Румынии в 80-е гг. Нар восстание в 1989 г. Демократизация полит. Жизни и рефором эконом в 90-е годы
- 48. Испания во второй половине хх века: от франкистского режима до демократии при Франко
- 49. Научно-техническая революция в западных странах, ее экономические и социальные последствия