6. Международные отношения в 80-90-е гг. Окончание "холодной войны"
Крах разрядки был предопределен тремя главными причинами. Во-первых, Советский Союза отошел от принципа статус-кво в периферийных зонах мира (на юге и северо-востоке Африки и в Афганистане). Во-вторых, Соединенные Штаты посредством сближения с Китаем и поощрения китайско-японского сотрудничества стремились создать американо-китайско-японскую тройственную коалицию против СССР на Дальнем Востоке. В-третьих, непонимание между СССР и Западом в вопросах обеспечения прав человека создало к началу 80-х годов атмосферу недоверия и предвзятости в отношениях между Советским Союзом и внешним миром.
Конфликтный характер взаимодействия сверхдержав определялся соперничеством за глобальное лидерство. Наибольшая разница между СССР и США существовала на уровнях, во-первых, выбора направлений продвижения к стратегическим целям, а во-вторых, имеющихся внешнеполитических ресурсов. Советский Союз пытался отстоять лидерские амбиции посредством опоры на экстенсивное наращивание силового потенциала. Советская тяжелая промышленность работала на осуществление военных заказов, поглощавших огромную долю госбюджета. США делали ставку, во-первых, на закрепление своего не утраченного технологического превосходства на СССР; а во-вторых, на изматывание Советского Союза через провоцирование его на увеличение военных расходов. Соединенные Штаты не отказывались от наращивания вооружений, но, обладая более мощной экономикой, они могли позволить себе сбалансированное распределение бюджетных средств между отраслями военного и гражданского назначений.
Западноевропейские страны и США, так же как и Япония, оказавшись перед угрозой нехватки нефти, были вынуждены предпринять дорогостоящие финансовые маневры для повышения эффективности национальных производств и снижения удельного потребления энергии и материалов. Экономики США, Японии и других стран уходили в отрыв от СССР на целое технологическое поколение. Использовать этот отрыв в целях ослабления международных позиций СССР и укрепления собственных – было главной задачей Соединенных Штатов в 80-х годах.
В ноябре 1982 г. в возрасте 76 лет умер Л.И.Брежнев. На посту генерального секретаря ЦК КПСС его сменил Ю.В.Андропов, которому было 68. По «евроракетам» СССР предлагал вариант «абсолютного нуля», который предусматривал уничтожение ракет средней дальности и тактического оружия Советским Союзом и странами НАТО. Это предложение не было принято США, но американская администрация со своей стороны стала выдвигать новые планы, касавшиеся ограничения вооружений. Между двумя державами начался довольно интенсивный переговорный процесс.
В 1981-1983 гг. при участии СССР и США сложились следующие четыре основных переговорных блока по вопросам ограничения вооружений:
а) советско-американские переговоры в Женеве по ракетно-ядерным средствам средней дальности в Европе (ноябрь 1981 г.);
б) переговоры в Вене о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе (январь – декабрь 1983 г., с перерывами);
в) советско-американские переговоры в Женеве об ограничении ядерных вооружений в Европе (январь – март 1983 г.);
г) советско-американские переговоры в Женеве об ограничении и сокращении стратегических вооружений, ОССВ (июнь 1982 г. – декабрь 1983 г., с перерывами).
Это была мощная переговорная система, работа которой, тем не менее, не приносила желанных результатов.
США не хотели договоренностей с Советским Союзом, провоцируя его на гонку вооружений, которая, как рассчитали аналитики разведывательных служб США, должна привести к экономическому истощению СССР в близкой перспективе. Следуя этой линии, в марте 1983 г. президент Р.Рейган огласил программу «стратегической оборонной инициативы» (СОИ), которая, как стало известно в 90-х годах, считалась американским руководством нереалистичной, но служила инструментом вовлечения СССР в дорогостоящие работы по разработке средств нейтрализации американских мер в области стратегической обороны.
Основным итогом биполярной конфронтация первой половины 80-х годов стало экономическое истощение Советского Союза, который проиграл конкуренцию с Соединенными Штатами. На равных СССР состязаться с США уже не мог. Ялтинско-потсдамский порядок стал разрушаться. Обе державы – по противоположным причинам – перешли к его ревизии. СССР мог побудить Соединенные Штаты учитывать лишь наиболее важные его интересы. В остальном Москва была вынуждена уступать. Несмотря на всеобщий взлет эйфории по поводу возможного улучшения международной обстановки ситуация для Советского Союза была крайне неблагоприятной.
В 1986 г. в международных отношениях обозначился рубеж. Эпоха конфронтации заканчивалась, и Советский Союз под давлением комплекса обстоятельств ценой уступок, не уравновешенных встречными уступками США, стал добиваться сотрудничества и доверия с Западом.
Советско-американские переговоры на высшем уровне в Женеве (1985 г.), Рейкьявике (1986 г.), Вашингтоне (1987 г.) и Москве (1988 г.) привели к важному результату. В декабре 1987 г. был подписан, а в июне 1988 г. вступил в действие Договор РОСМД. Это первое в истории соглашение, предусматривающее уничтожение двух классов ядерных вооружений при строгом международном контроле. Результатом явилось значительное улучшение советско-американских отношений. Дальнейшее их качественное развитие произошло в результате переговоров на высшем уровне в Вашингтоне (май – июнь 1990 г.) и в Москве (июль 1991 г.). Исключительное значение имело подписание двустороннего
- 1. Образование и основные этапы деятельности оон
- 2. Международные отношения в первые послевоенные годы (1945-1947)
- 3. Международные отношения в к.40-50-х гг.
- 4. Основные тенденции в международных отношениях в к. 50 - 60-е гг.
- 5. Международные отношения в период разрядки (к.60-к.70-х)
- 6. Международные отношения в 80-90-е гг. Окончание "холодной войны"
- 7. Глобальные процессы современности
- 8. Западноевропейская интеграция в 50-70-е
- 9. Европейская интеграция в 80 - 90-е
- 10. Рабочее и коммунистическое движение после второй мировой войны. Коминформ. Международное совещание коммунистических и рабочих партий
- 11. Социалистические и социал-демократические партии после Второй мировой войны. Деятельность Социалистического Интернационала.
- 12. Основные тенденции в международном рабочем движении в 80-90-е Профессиональные союзы.
- 13. Основные тенденции в развитии международных общественных движений в 50-60-е
- 4. Основные тенденции в развитии международных общественных движений в 70-90-е.
- 15. Сущность и основные черты неолиберальной модели социально-экономического и политического разития западных стран после Второй мировой войны
- 16. Мировые структурные кризисы сер.70- нач. 80-х гг. И переход западных стран к неоконсервативной политике
- 17. Сша после Второй мировой войны. Внутренняя и внешняя политика правительств Трумэна, Эйзенхауэра. Маккартизм
- 18. Сша в 60-е гг. Политика "новых рубежей" Дж. Кеннеди и политика правительства Джонсона
- 19. Политика правительств Никсона, Форда. Президентство Картера
- 20. Неоконсервативная политика правительства Рейгана в 80-е годы. Приход к власти Дж.Буша
- 21. Сша в 90-е. Политика правительства Клинтона. Выборы 2000
- 22. Оккупационная политика западных стран в Германии и её раскол. Образование фрг
- 23. Внутренняя и внешняя политика фрг в период правления хдс/хсс (1949-1966). Экономическое чудо. Неофашизм
- 24. Социал-демократы у власти. Внутренняя и внешняя политика правительств Брандта и Шмидта
- 25. Неоконсервативный курс правительств Коля в 80-е
- 26. Объединение Германии 3 октября 1990. Политическое и социально-экономическое развитие фрг в 90-е
- 27. Великобритания после Второй мировой войны. Социально-экономическая политика Третьего лейбористского правительства
- 28. Политика консервативных правительств Англии в 1954-1964. Суэцкий кризис.
- 29. Великобритания во второй половине 60-70-х. Ольстерский кризис
- 30. Неоконсервативная политика правительств Тэтчер. Тэтчеризм. Фольклендская война
- 31. Внутренняя и внешняя политика лейбористских правительств э.Блэра в 90-е гг.
- 32. Франция после Второй мировой войны. Временный режим
- 33. Четвёртая республика во Франции
- 34. Установление Пятой республики во Франции. Внутренняя и внешняя политика президента де Голля. Франция в 70-е годы
- 35. Социалисты у власти. Внутренняя и внешняя политика Франции в 80-перв. Полов. 90-х гг.
- 36. Внутренняя и внешняя политика президента Ширака в 90-е.
- 37. Италия после Второй мировой войны. Установление республики. Политика правительства де Гаспери
- 38. Политика центристских правительств в Италии (1953-1962). Экономическое чудо. Проблемы юга
- 39. Политика правительств "левоцентристской коалиции" в Италии (1962-1972). Терроризм
- 40. Италия в 70-80-е гг. Политика коалиции "национального единства". Наступление консервативных сил
- 41. Италия в 90-е. Становление Второй республики
- 42. Образование гдр. Основные этапы строительства командно-административной системы социализма
- 43. Нарастание социально-экономического и полиического кризиса в гдр в 80е. Революционные перемены.Объединение с фрг
- 44. Победа народно-демократической революции в Венгрии. Строительство командно-административной системы социализма. События 1956 г. Реформы "эры Кадара".
- 45. Демократическая революция 1989 г. В Венгрии. Перестройка эконом в 90-е гг. Становл. Демократ о-ва
- 46. Установление народно-демократической власти в Румынии. Строительство командно-административной системы социализма
- 47. Кризис авторитарно-бюрократического режима в Румынии в 80-е гг. Нар восстание в 1989 г. Демократизация полит. Жизни и рефором эконом в 90-е годы
- 48. Испания во второй половине хх века: от франкистского режима до демократии при Франко
- 49. Научно-техническая революция в западных странах, ее экономические и социальные последствия