Западноевропейская культура XVII века. Барокко и классицизм.
Это время перемен и революций: 2 буржуазных в Нидерландах и Англии. 2-я революция — научная, поиски законов в природе, интерес к математике, механике. Философия эпохи — рационализм (Декарт «Я мыслю, значит существую»). Голландский философ Спиноза — первым создал материалистическую философию без бога. В основе природа, которая является причиной самой себя. Английский философ Томас Гоббс — первым создал теорию возникновения государства по общественному договору. Наука сделала огромный рывок, была разработана гелиоцентрическая система мира (Галилей, Коперник). В эту эпоху жил Ньютон(всемирный закон тяготения). Литература и искусство — 2 общественных стиля: барокко (Италия), классицизм (Франция).
Барокко— основное стилевое направление в искусстве Европы XVI — середины XVII вв. Барокко связано с торжественным стилем. Барокко отразило кризис идеалов культуры Возрождения. Для барокко характерны динамичность, сложность, монументальность, синтез искусств, а также контрасты и асимметрия в архитектурных планах, вычурность линий в скульптуре и живописи. Особенно великолепны парадные залы и внутренние лестницы: архитектура здесь сливается со скульптурой, лепкой, резьбой. Барокко призвано поражать. И, прежде всего, оно поражает грандиозностью. Яркими представителями этого стиля можно назвать Лоренцо Бернини (Пьяцца Сан-Пьетро, Рим., «Аполлон и Дафна» ск), Франческо (Собор Святого Петра в Втикане), Ф.Б.Растрелли(Екатерининский дворец в Царском Селе, Пажеский корпус в Петербурге) — в России.
В живописи представители этого стиля: Питер Пауль Рубенс («Охота на гиппопотама», «Похищение Ганимеда»), Антонис ван Дейк («Юпитер и Антиопа», рисовал короля и его семью «Дети Карла I», «Карл I на охоте»), Франс Снейдерс («Рыбная лавка», «Натюрморт с лебедем», «Торговка фруктами») и др.
Для музыкального барокко свойственны экспрессивность и противоречивость. Наиболее ярко этот стиль проявился в итальянской музыке (творчество Антонио Вивальди, органная музыка Дж.Фрескобальди и др.).
Классицизм — художественный стиль в европейском искусстве XVII — начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античности. К. выдвигает такие эстетические нормы, как стойкость перед жестокостью судьбы и превратностями бытия, подчинение личного — общему, страстей — долгу, разуму, верховным интересам общества. (В литературе: трагедии Вольтера, оды М.Ломоносова). В архитектуре (В.Баженов, М.Казаков) присущи четкость и логичность планировки. Изобразительное искусство К. отличается ясностью, уравновешенностью композиции (художник — Г.Угрюмов, скульпторы — И.Мартос, М.Козловский).
Особенностью классицизма является ордерная система античности с ее порядком, симметрией, сочетавшаяся с огромными пространственными решениями.
Основной этической проблемой классицизма являются отношения человека и общества, государства. Центральное место в художественных произведениях занял образ мужественного человека, наделенного сознанием общественного долга.
Два основных жанра искусства: Высокий (трагедии, ода, религиозные сюжеты), Низший (натюрморт, пейзаж, басня, комедия). Центр внимания — человек и природа.
Даже природа должна быть облагороженной (героический пейзаж Н.Пуссена).
В искусстве преобладали сюжеты исторического, мифологического; религиозного жанров. В качестве действующих лиц выступали мифологические герои, короли, библейские лица, представители высшего класса.
При всей своей внутренней полемичности оба больших стиля (барокко и классицизм), отражая высокий вкус аристократии. Во Франции в живописи это братья Аенен, Ж.Латур, Ж.Мишлен; в Испании — Д.Веласкес(«Венера с зеркалом», «Поклонение волхвов», ), на севере Европы — искусство «малых голландцев» и как обобщение всей европейской живописи — творчество Рембрандта ван Рейна.
- 21.Появление христианства и первые века его истории. Основы вероучения и культа. Влияние христианства на европейскую культуру.
- 22.Общая характеристика культуры Византии.
- 23.Византия и Западная Европа: два пути культурного развития. Католицизм и православие.
- 24.Дохристианская культура восточных славян. Принятие Русью христианства. Язычество и христианство на Руси.
- 25.Древнерусское искусство.
- 26.Русская культура: характерные черты. Особенности русского национального менталитета.
- 27. Средневековое искусство. Христианство и искусство.
- 28. Средневековая наука и образование в Западной Европе.
- 29.Романский и готический ― два стиля, два этапа в развитии европейской архитектуры.
- Ислам и культура арабо-мусульманского мира в Средние века.
- Возрождение: сущность, причины, основные черты. Национальные особенности культуры Ренессанса.
- 32. Искусство эпохи Возрождения.
- 33.Реформация как феномен культуры. Гуманизм и протестантизм.
- Западноевропейская культура XVII века. Барокко и классицизм.
- Русская культура XVII века.
- Европейская культура эпохи Просвещения.
- Культура России XVIII в.
- Мировая культура XIX века: новые тенденции.
- Культура России XIX в.: проблемы и достижения.
- Мировая культура 1-ой половины XX века.
- Мировая культура 2-й половины XX века.
- Русская культура «серебряного века».
- 43. Отечественная культура XX века: общая характеристика.
- 44.Актуальные проблемы современной культуры..