logo search
Тихомиров Учебник 1940

§ 2. Западноевропейские источники

 

Переходя к обзору западноевропейских источников, необходимо отметить, что они, за исключением трудов Иордана, имеют значение только для относительно позднего периода — IX—XI вв.

Одним из важнейших сочинений по истории Восточной Европы является труд Иордана, заполняющий значительный пробел в наших источниках. Иордан (по другому написанию — Иорнанд) был секретарем при дворе готских королей в Италии VI в. Он был по происхождению аланом, а выдавал себя за гота.

Иордан написал ряд трудов, из которых наибольшее значение имеет сочинение «О происхождении и деяниях готов». В нем Иордан останавливается на истории готов, рассказывает об их странствованиях по Восточней Европе и о громадном готском государстве IV в., существовавшем в пределах Восточной Европы. Иордан перечисляет народы, жившие к северу от Черного моря, — славян (склавин, антов), гуннов и др.

Государство готов отличалось значительными размерами, но существовало очень недолго, будучи разрушено гуннами. Остатки готов долгое время жили в Крыму, часть которого в византийские времена (даже в IX—X вв.) носила название Готфии и имела особого готского епископа. В связи с историей готов Иордан говорит о народах, подвластных им во времена Эрманариха, в том числе о славянах: «Славяне обитают от города Новетунского и озера, называемого Мурсианским, по самый Днестр, а на север по Вислу; у них болота и леса заменяют города. Анты же считаются славнейшими между ними, живут в окрестностях Понта от Днестра до Днепра, рек, отстоящих одна от другой на несколько дней пути».

Однако труд Иордана является не всегда достоверным источником, так как он писал с определенной тенденцией, желая возвеличить готов. Во многих случаях он преувеличивает могущество готского государства Эрманариха. Так, он сообщает, что это государство занимало будто бы пространство от Черного до Балтийского моря. Нельзя забывать и того, что Иордан писал о государстве Эрманариха полтора - два века спустя и пользовался разными легендами и преданиями. Впрочем, он пользовался историей готов, написанной Кассиодором.

В IX—XII вв. между Русью и некоторыми странами Западной Европы происходили оживленные сношения. Киевская Русь была хорошо известна в Западной Европе, и в западноевропейских источниках этого времени мы находим о ней ряд известий.

 

[25]

 

Прежде всего необходимо отметить так называемые Вертинские летописи (или анналы), относящиеся к IX в. Под 839 г. в них говорится о руссах, или народе «рос», правитель которого («хакаи») отправил послов к византийскому императору Феофилу. В свою очередь Феофил, отправляя посольство к императору Людовику I, «послал с ним также неких людей, которые говорили, что их, то есть их народ, зовут Рос, и которых, как они говорили, царь их, по имени хакан, отправил к нему [Феофилу] ради дружбы». Это известие, вызывавшее большие споры, несомненно, имеет важное значение как самый ранний источник, упоминающий о Руси. Титул хакана, как мы знаем, был официальным титулом великих князей киевских. Позже он был вытеснен из обращения славянским термином «князь».

Такой же характер имеют известия о Руси у Лиутпрандта Кремонского, который в своем отчете о посольствах (949 и 968 гг.) в Византию дает такое, несколько неясное, определение руссов: «греки по телесным признакам называют их Руссами, мы же по месту их поселения норманнами». Слово «норманны» в данном случае могло обозначать не только жителей Скандинавии, но северные народы вообще, в том числе и славян.

 

Из источников более поздней эпохи наиболее интересны сочинения Титмара Мерзебургского и архиепископа Бруно.

Титмар (род. в Германии в 976 г., епископ Мерзебурга) написал большое сочинение под названием «8 книг хроники». Последние две книги написаны им перед смертью (ум. в 1018 г.). Особенное значение хроника Титмара имеет для истории конца X — начала XI в., когда он писал как очевидец. В хронике описана борьба немецких феодалов с соседней Польшей, а также войны польского короля Болеслава, который в 1015—1019 гг. вторгайся в Киевскую Русь в качестве союзника Святополка Окаянного. В сочинениях Титмара помещено интересное описание Киева начала XI в. как громадного города, населенного различными народами, со множеством церквей и несколькими рынками.

 

Титмар оставил любопытную характеристику Владимира Святого. В отличие от наших летописей он рисует Владимира человеком жестоким и хитрым: «Теперь я намерен итти в своем рассказе далее и осудить короля руссов Владимира за его несправедливый образ действий. Он взял себе жену из Греции, по имени Елену, которая была обещана прежде Оттону III и коварно отнята у него; по ее убеждению Владимир принял христианскую веру, которую он, однако, не украсил добрыми делами, ибо был безмерно чувствен и кровожаден, и причинил в особенности изнеженным грекам много вреда». Искать у Титмара исторической беспристрастности мы не можем. Тем не менее его хроника как свидетельство современника представляет крупный интерес.

 

К началу XI в. относится письмо архиепископа Бруно. Бруно был типичным воинствующим монахом - миссионером. С полумиссионерской, полуполитической целью Бруно в 1008 г. ездил в степь к печенегам через Киев. Эта поездка описана им в письме к германскому императору. Большой интерес имеет указание Бруно на близость печенегов к Киеву. Князь Владимир сам провожал Бруно до границы, находившейся на расстоянии двух дней пути от Киева и укрепленной валами и

 

[26]

 

засеками. Не менее любопытны известия Бруно о печенегах, их старейшинах и родах.

К истории Киевской Руси имеют известное отношение и сочинения западноевропейских писателей о западных славянах.

 

Адам Бременский в «Деяниях Гамбургской церкви» (XI в.) дает много сведений по географии Скандинавии, Германии и прилегающих к Балтийскому морю славянских стран. В его сочинении, впрочем, встречается немало известий, основанных на чужих рассказах и требующих большой проверки и критики. Наибольший интерес имеет третья часть труда Адама Бременского, в которой он говорит о правлении бременского архиепископа Адальберта (1043—1072).

«Хроника славян», написанная на латинском языке Гельмольдом (XII в.), имеет большое значение для истории XII в.

 

Особый характер как исторический источник имеют скандинавские саги (сказания). В них мы встречаем известия о русских князьях, о стране Гардарик (под которой понимается Новгородская земля или Русь вообще), о походах скандинавов на восток, в частности в Финляндию и Карелию.

Скандинавские саги представляют большой интерес, но наряду с этим являются очень ненадежным историческим источником, так как записаны значительно позже рассказываемых событий, по различного рода устным преданиям. Составители стремились дать не столько рассказ о действительных событиях, сколько занимательное повествование, вследствие чего в сагах имеется множество сказочных подробностей.