logo
Тихомиров Учебник 1940

§ 2. Соборное уложение 1649 г.

 

Важнейшим законодательным памятником XVII в. является Соборное уложение. Подобно Судебникам, Соборное уложение возникло в эпоху больших социальных потрясений, появившись в результате подавления больших народных восстаний и волнений первой половины века и являясь непосредственным результатом московского восстания 1648 г.

Восстанию 1648 г. предшествовала подача челобитных, в которых уже высказывались требования о необходимости создания нового Судебника. В 1637 г. дворяне и дети боярские разных городов подали, челобитную, в которой просили: «. . .Вели государь выбрать в городех из дворян и из земских людей и вели нас судить в городех по своему государеву указу и по своей государеве уложенной судебной книге для нашей бедности и разоренья». Позже, в челобитной 1641 г., дворяне и дети боярские разных городов снова высказывали требования, чтобы «государь их пожаловал в тех обидах и в насильствах крестьянских [т. е. христианских] велел свой государев указ учинить, а велел их во всяких делех судить но судебнику блаженной памяти царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси, и за их за судными и за всякими спорными делы велел бы государь сидеть в полате бояром, а не в судных приказех». Как видим, даже дворяне и дети боярские выступали против московской волокиты и неправильных судебных решений. К 1642 г. относится челобитная кадомских и касимовских мурз на насильства «больших» людей, по которой не было дано никакого решения. Особенно тягостно переживали злоупотребления московских приказов и обиды со стороны «больших» людей «меньшие» посадские люди и рядовые стрельцы. Восстание 1648 г. вынудило царя Алексея Михайловича отослать фактического правителя государства Бориса Ивановича Морозова во временную ссылку в Кириллов - Новоезерский монастырь и созвать земский собор. О созыве земского собора сохранилась память от 16 июля 1648 г. Из нее выясняется, что еще 10 июля государю били челом дворяне московские, жильцы, дворяне и дети боярские городовые и иноземцы, гости и гостиные суконные разных слобод торговые люди, чтобы «государь их пожаловал, велел учинить собор

 

[165]

 

...и они на соборе учнут бить челом о всяких своих делах». Инициатива исходила от верхов московского населения, напуганных восстанием и стремившихся, таким образом, успокоить обиженное городское население, в первую очередь стрельцов и посадских людей. В июне 1648 г. был собран земский собор, в результате которого был издан (16 июля) указ о назначении особого «Приказа бояр». В сентябре был созван «уложенный собор», занявшийся выработкой нового судебника, или Уложения. Во главе комиссии по выработке Уложения стоял князь Одоевский. Составление окончилось к 29 января 1649 г., а с 7 апреля по 20 мая Уложение было напечатано первым изданием. В предисловии к нему указывается, что Уложение было приказано написать на список и закрепить его подписями всех участников собора. Действительно, сохранился подлинный столбец Уложения с подписями участников собора.

Соборное уложение разделено на 25 глав и 967 статей. В предисловии объясняется, каким образом Уложение возникло: царь Алексей Михайлович по совету с освященным собором, боярами и думными людьми постановил «указы и боярские приговоры собрать, и... с старыми судебниками справити», составив, кроме того, и новые статьи, «чтобы Московского государства всяких чинов людем от большего и до меньшаго чину, суд и расправа была во всяких делех всем ровна». Уложение было прочитано земскому собору («выборным людем, которые к тому общему совету выбраны на Москве и из городов»), причем все участники собора «к тому уложению на списке руки свои приложили».

 

В первых главах Соборного уложения рассматриваются вопросы, связанные с государственным правом. Глава I устанавливает наказание за богохульство и церковный мятеж — смертную казнь, причем для богохульника — сожжение на костре («и того богохульника обличив казнити зжечь»).

Глава II (о государской чести) получила особое значение в практике Московского государства XVII в. За нарушение чести и спокойствия государя полагалась смертная казнь. На этой главе чрезвычайно ярко отразилась классовая структура самого Уложения. Карались не только измена и заговор против государя, но также «скоп» и заговор против бояр и воевод: «а кто учнет... приходити, скопом и заговором, учнут кого грабити, или побивати: и тех людей, кто так учинит, за то потому же казнити смертию безо всякия пощады».

В главе III говорится о государеве дворе: «чтоб на государеве дворе ни от кого никакова безчиньства и брани не было». Появление на царском дворе с оружием и драка, а тем более убийство на нем карались смертной казнью; «а будет раненой обможется: и тому, кто его ранит, отсечь рука». В главе IV речь идет «о подпищиках и которые печати подделывают», в главе V — «о денежных мастерех, которыя учнут делати воровские деньги». Подделка денег была постоянным явлением в Московском государстве. Злоупотребление на этой почве было одним из поводов к восстанию 1662 г. (так называемому «медному бунту»). Уложение за подделку монет устанавливает смертную казнь: «и тех денежных мастеров за такое дело казнити смертию, залити горло» (металлом).