§ 2. Пространная Русская Правда
Пространная Русская Правда дошла до нас более чем в 100 списках, начиная с конца XIII и вплоть до XVIII в. По своим особенностям списки Пространной Правды могут быть разделены на две ветви. Первая ветвь помещена в так называемых Кормчих и Мериле Праведном.
Кормчая, или «Номоканон», в первоначальном своем виде была заимствована из Византии. Она служила руководством для церковных в гражданских судей. Поэтому в нее были включены, с одной стороны, различного рода церковные прави -
[65]
ла, а с другой — гражданские законы византийского происхождения. На Руси этот памятник был дополнен местными русскими материалами, в числе которых мы встречаем и Русскую Правду. Название «Номоканон» обозначает собрание законов и правил, а русское название «Кормчая» (руководящая) указывает на особое значение этой книги. Древнейший список Русской Правды содержится в одной из таких Кормчих (хранится в Историческом музее), написанной около 1282 г. в Новгороде «по стяжанию архиепископа Климента и по повелению новгородского князя Дмитрия Александровича». Как видим, эта Кормчая имела официальный характер и хранилась как особая драгоценность в Софийском соборе, откуда была увезена в Москву Иваном III при покорении Новгорода и только Василием III возвращена обратно в Новгород. Большинство списков Русской Правды помещено в Кормчих различного состава, относящихся к XV—XVII вв.
Уже в XIII в. Пространная Русская Правда была внесена в особый юридический сборник русского происхождения, носивший название Мерила Праведного. Древнейший список Мерила Праведного — Троицкий, — относимый ко второй половине XIV в., принадлежал Троице - Сергиеву монастырю под Москвой. По своему содержанию Мерило Праведное значительно отличалось от Кормчих. Оно включало в себя выдержки из Кормчей (преимущественно гражданские законы) и, кроме того, было дополнено несколькими поучениями, написанными для наставления судьям. Следовательно, Пространная Правда была включена в состав сборников юридического характера, имевших официальное и полуофициальное значение на Руси.
Большинство списков Пространной Правды дошло до нас в составе Кормчих и Мерила Праведного. Это объясняется чрезвычайным распространением подобных сборников в древней Руси и даже до XVII—XVIII вв. Кормчая переписывалась почти в каждом монастыре.
Вторая ветвь Пространной Правды сохранилась в составе особого юридического сборника. Древнейший сборник подобного типа представлен Пушкинской рукописью, хранившейся в б. Главном архиве Министерства иностранных дел в Москве (теперь ГАФКЭ) и написанной во второй половине XIV в. В этот юридический сборник первоначально входило увещание к судьям и Русская Правда, соединенная с так называемым «Законом судным людем». Компиляция заканчивалась уставом Ярослава «о мостех», в котором перечислялись мостовые повинности Новгорода.
Существование двух ветвей Пространной Правды позволяет нам говорить о существовании общего протографа, т. е. оригинала, Пространной Правды, от которого и произошли две рассмотренные ветви.
По своему объему Пространная Правда в 5—6 раз больше Краткой. Она начинается словами: «Суд Ярославль Володимерича. Правда Русь -
[66]
кая». Значит в отличие от Краткой Пространная Правда имеет определенное название, приписывающее ее составление Ярославу, хотя в самой же Правде далее говорится о Владимире Мономахе.
После этого заголовка следует статья, находящая аналогию в Краткой Правде: «аже убиеть мужь мужа, то мьстити брату брата» и т. д. К этой статье (помещенной, впрочем, в иной редакции, чем в Краткой Правде) добавлена другая, в которой говорится, что после смерти Ярослава его сыновья, Изяслав, Святослав и Всеволод, постановили за убийство взыскивать денежную пеню; «а ино все, якоже Ярослав судил, такоже и сынове его уставиша». Следующие статьи рассматривают ответственность верви (общины) за убийство (вервь платит «дикую виру»), а также устанавливают размеры пени за убийство княжеского мужа, отрока, повара, тиуна, за убийство ремесленника и ремесленницы, холопа и рабы, кормильца и кормилицы. Следующая статья говорит о поклепной вире, т. е. о пене за неправильное обвинение, а также о платежах за причиненные обиды и увечья.
Значительное количество статей рассматривает вопрос о кражах. Таковы статьи о пропавшем «челядине», о «своде», «о татьбе», о поисках убежавших или украденных рабов, о платежах за украденный скот, жито и т. д. После статьи «о месячном резе» (т. е. проценте) помещен новый заголовок: «Устав Володимер Всеволодовича», с указанием, что «по Святополце» Владимир Мономах созвал совещание на Берестовом и установил ограничение процентов. Вслед за этим идет продолжение Правды со статьями о купцах, закупах и пенях за обиду (порванную бороду, выбитый зуб). Ряд статей говорит о краже ладьи, ястреба, сокола, голубя, курицы, утки, гуся, журавля, лебедя, сена, о поджоге гумна и т. д. В конце Пространной Правды; помещены большие статьи о наследстве и «о холопстве».
По содержанию Пространная Правда несравненно богаче, чем Краткая. В ней мы встречаем целый ряд новых статей, пополняющих наши сведения по социальной истории Киевской Руси. Таково постановление о платеже дикой виры, т. е. пени за убитого, найденного на территории верви.
Пространная Правда дает ряд статей о закладе имущества, торговле и ростовщичестве. Статьями, совершенно отсутствующими в Краткой Правде, являются постановление о закупах, или зависимых людях, о наследстве и устав о холопстве.
Какими же источниками пользовалась Пространная Правда и в каком отношении она стоит к Краткой? Одним из источников Пространной Правды была, несомненно, Краткая Правда. В этом нас убеждают заимствования из Краткой Правды, сделанные в разных частях Пространной. Эти заимствования были сделаны не механически, а обличают определенную редакторскую работу.
Чтобы ответить на вопрос о втором источнике Пространной Правды, необходимо коснуться третьей редакции, или так называемой Сокращенной Правды. В исторической литературе держится прочное представление о том, что Сокращенная Правда является не чем иным, как возникшим очень поздно сокращением из Пространной Правды. В частности исследователь Правды Максимейко напечатал в 1940 г. статью, в которой доказывает, что Сокращенная Правда является памятником, возникшим в XVII в. Однако это представление о Сокращенной Правде не находит себе подтверждения при: рассмотрении са -
[67]
мого памятника. Сокращенная Правда не может быть названа простой выдержкой из Пространной Правды, так как имеет некоторые статьи и выражения, отсутствующие в Пространной. Следовательно, вопрос о механическом сокращении Пространной Правды отпадает. Но есть и другая замечательная особенность Сокращенной Правды; она представляет собой памятник, в котором мы замечаем большую близость к Краткой, чем к Пространной Правде. Отсюда естественный вывод, что тот памятник, который мы называем Сокращенной Правдой, возник на основании какого - то источника, более раннего, чем Пространная Правда. Этот более ранний источник может быть условно назван протографом Сокращенной Правды. Между тем: статьи Сокращенной Правды, за исключением статей о кровавом муже, находят аналогию в Пространной Правде. Следовательно, можно думать, что вторым источником Пространной Правды являлся протограф Сокращенной.
Третьим источником Пространной Правды был устав Владимира Всеволодовича (Владимира Мономаха). В свое время Ланге доказывал, что вся вторая часть Пространной Правды является уставом Владимира Мономаха. В действительности к уставу Владимира Мономаха может относиться только часть Пространной Правды, не находящая себе аналогии ни в Краткой, ни в Сокращенной Правде. В устав Владимира Мономаха входили только статьи о процентах и закупах. Сам же этот устав, как неоднократно указывалось[3], возник в связи с восстанием 1113 г. в Киеве.
Таким образом, можно указать три источника Пространной Правды: 1) Краткую Правду, 2) Сокращенную Правду и 3) устав Владимира Мономаха.
Статьи, не принадлежащие к этим источникам, возникли, возможно, под рукой самого составителя Пространной Правды. Особенности редакционной работы составителей Пространной Правды могут быть установлены при сличении ее с Краткой. Составители Пространной Правды разрабатывают текст Краткой, стараясь оградить княжеские и боярские интересы, поэтому в текст вносятся статьи, охраняющие боярское имущество и боярских людей. Уже эта особенность Пространной Правды говорит о том, что она является памятником, более поздним, чем Правда Краткая, и возникла в эпоху, когда положение боярства стало более высоким, чем ранее.
В исторической литературе держится мнение, что Пространная Правда могла возникнуть уже при Владимире Мономахе. Местом ее создания обычно считают Киев, как думают Гетц и Греков (впрочем, без приведения особых доказательств, кроме общего суждения о значении Киева в XII в. как главного центра Руси). Но в самой Правде упоминается о Владимире Мономахе в третьем лице. Едва ли Пространная Правда могла возникнуть
[68]
в Киеве вскоре после Владимира Мономаха, так как условий для создания ее в Киеве в это время не существовало. Как известно, Киёв в XII в. непрерывно переходил из рук одной княжеской линии во владение другой. При этом характерно, что Пространная Правда имеет сходство с памятниками не южного, а северного происхождения. В частности целый ряд статей Пространной Правды имеет громадное сходство с договором Смоленска в 1229 г. с немцами, в той его части, где помещена особая Правда: («а се починается Правда»). Между тем ни в одном памятнике южнорусского происхождения пока не найдено большого сходства с Пространной Правдой. Больше того: мы не знаем ни одного списка Пространной Правды, который был бы написан в пределах Украины или Белоруссии. Все списки Правды северо - восточного или новгородского происхождения. Поэтому можно думать, что Пространная Правда возникла на севере, вероятнее всего, в новгородских пределах. Этим объясняется распространение Пространной Правды, главным образом, в рукописях новгородского происхождения.
По - видимому, Пространная Правда возникла в начале XII в., на что указывает ее денежный счет. Ключевский в свое время пришел к такому же выводу, хотя он и не имел под руками такого громадного количества списков, какое имеем мы благодаря Академии наук, выпустившей новое издание всех текстов Правды.
- С древнейших времен до конца XVIII в.
- Раздел первый глава I виды исторических источников § 1. Понятие об историческом источнике
- § 2. Вещественные источники
- § 3. Этнографические источники
- § 4. Лингвистические источники
- § 5. Устные источники
- § 6. Письменные источники
- Раздел второй: Источники по древнейшей истории ссср
- Глава II древнейшие источники § 1. Халдские клинописные надписи
- § 2. Греко-римские источники
- Литература к главе II
- Глава III византийские, западноевропейские и восточные источники по истории ссср в VI—XII вв. Н. Э.
- § 1. Византийские источники
- § 2. Западноевропейские источники
- § 3. Восточные источники (арабские, среднеазиатские, персидские, китайские)
- § 4. Армянские и грузинские источники
- § 5. Еврейско-хазарская переписка
- Литература к главе III
- Раздел третий: Источники по истории Киевской Руси
- Глава IV летописи § 1. Литература Киевской Руси
- § 2. Начальная летопись
- § 3. Источники Начальной летописи
- § 4. Мнения историков о происхождении Начальной летописи
- § 5. Местные летописные своды XII—XIII вв.
- § 6. Общая характеристика летописей как исторического источника
- Литература к главе IV
- Глава V русская правда и древнейшие грамоты
- § 1. Краткая Русская Правда
- § 2. Пространная Русская Правда
- § 3. Общая характеристика Русской Правды как исторического источника
- § 4. Позднейшая история текста Пространной Правды
- § 5. Списки Русской Правды и их изучение
- § 6. Митрополичье правосудие и церковные уставы
- § 7. Древнейшие письменные государственные акты
- Литература к главе V
- Глава VI источники литературного характера по истории киевской руси § 1. Гражданская литература Киевской Руси
- § 2. Церковная литература XI—XIII вв.
- Литература к главе VI
- Раздел пятый: Источники по истории Русского государства, Украины и Белоруссии в XVI—XVII вв. Глава X русские летописи и хронографы XVI - XVII вв.
- Литература к главе X
- Глава XI русские источники литературно-политического характера § 1. Политическая литература XV и первой половины XVI в.
- § 2. Сочинения Пересветова, Курбского и Грозного
- § 3. «Домострой» и жития святых
- § 4. Сказания о крестьянской войне и интервенции начала XVII в.
- § 5. Сочинения второй половины XVII в.
- Литература к главе XI
- Глава XII русские законодательные и юридические памятники § 1. Судебники
- § 2. Соборное уложение 1649 г.
- Глава VI кратко говорит о грамотах в иные государства и устанавливает наказание за отъезд в чужие страны без разрешения; «кто ездил в иное государство без государевы проезжие грамоты, сыскивати вся–
- § 3. «Стоглав»
- Литература к главе XII
- Глава XIII русские актовые материалы § 1. Акты правительственных учреждений
- § 2. Акты частного характера
- Литература к главе XIII
- Раздел шестой: Источники по истории России XVIII в.
- Глава XVI актовые материалы § 1. Законодательные акты
- § 2. Дела правительственных учреждений и частных архивов
- § 3. Особенности актов XVIII в.
- Литература к главе XVI
- Глава XVII географические описания, картография и печатные источники по социально - экономической истории россии в XVIII в. § 1. Географические описания
- § 2. Картографические материалы
- § 3. Другие издания XVIII в.
- Литература к главе XVII
- Глава XVIII мемуарная литература XVIII в. § 1. Особенности мемуарной литературы
- § 2. Мемуарная литература первой половины XVIII в.
- § 3. Мемуарная литература второй половины XVIII в.
- Литература к главе XVIII
- Глава XIX сочинения иностранцев о россии в XVIII в. § 1. Сочинения иностранцев первой половины XVIII в.
- § 2. Сочинения иностранцев второй половины XVIII в.
- § 3. Дипломатические документы
- Литература к главе XIX
- Глава XX политические сочинения XVIII в. § 1. Сочинения первой половины XVIII в.
- § 2. Сочинения второй половины XVIII в.
- Литература к главе XX.
- Раздел седьмой: Источники по истории Крыма, Кавказа и Средней Азии в XVI - XVIII вв.
- Глава XXI § 1. Источники по истории Крыма
- § 2. Источники по истории Кавказа
- § 3. Источники по истории Средней Азии
- Литература к главе XXI