logo search
1 Сем

53.Политика коренизации в ссср. Развитие советской культуры в 20-30-е гг. 20в.

В период Гражданской войны для большевистской верхушки стало понятно, что построить централизованное государство, не установив связи с нерусскими народами СССР, будет невозможно. Главным путем проведения политики коренизации было выдвижение местных национальных кадров на руководящие административные посты. Русскоязычных партийных деятелей принуждали изучать язык местного населения республики. Одновременно, особое внимание уделялось развитию и восстановлению местных традиций. Обучение в школах и высших учебных заведениях проводилось исключительно на национальных языках.

Коренизация завершилась резким возвращением к русификации, так как окрепший диктаторский режим больше не считал нужным играть в либеральную национальную политику.

Культура:

- достигнуты значительные успехи в ликвидации неграмот­ности;

- происходит подъем творческой интеллигенции;

- создаются новые и возрождаются старые творческие объе­динения;

- появляются множество классических произведений, во­шедших в сокровищницу мировой культуры.

Но вместе с тем, культура стала частью государственной политики, попав под жесткий партийно-государственный кон­троль.

Особое внимание уделялось кинематографу. Плеядой талантливых режиссеров и актеров кино создавались произведения, которые сильнейшим образом воздействовали на сознание и поведение всего общества. Члены ЦК лично просматривали все новые фильмы и были их цензорами.

Новый союз писателей, живопись и скульптура находились под строжайшим надзором партии. Деятелям культуры предоставлялись исключительные блага, как и партийным лидерам; формировалась зависимость искусства от государства.

Народ получил «Тихий Дон» Шолохова, книги Гайдара, Островского, Паустовского, музыку Прокофьева, Шостаковича. Но в то же время подвергалось гонениям творчество Булгакова, Есенина, живопись Малевича, разрушались памятники архитектуры (храм Христа Спасителя), были уничтожены тысячи церквей, переписывалась история страны.