logo search
Ответы по культурологии

8. Личность и общество в культуре

Человек коренным образом отличается от животных. И суть этого различия заключается вовсе не в его морфофизиологической организации. Отличие физической организации человека от анатомической организации животных, конечно, существует. Но не только не менее, а иногда и гораздо более значительным может быть различие между организмами животных разных видов. Вряд ли могут быть сомнения в том, что, например, шимпанзе по своей морфофизиологической организации значительно больше отличается от паука, чем от человека.

Коренное отличие человека от животных проявляется в их внешней деятельности, в их поведении. Разумеется, животные разных видов ведут себя далеко не одинаково. Однако сходство и различие в поведе­нии животных, относящихся к разным видам, имеет одно объяс­нение. Животное есть биологический организм и только биологический организм. Его поведение представляет собой всего лишь одну из форм функционирования его организ­ма. В структуре биологического организма заложены корни потребностей животных и тем самым всех тех сил, которые приводят их в движение, побуждают их к действиям. Основные стимулы поведения животных – пищевой и половой инстинк­ты и инстинкт самосохранения. В дополнение к ним у многих видов животных существует также и материнский, или родительский инстинкт.

В зависимости от строения организма пищевой инстинкт может проявиться как потребность в мясе или как потребность в траве. Структурой ор­ганизма определяется и способ реализации той или иной потреб­ности. Одни хищники преследуют дичь, другие - подстерегают ее в засаде. Так как структура биологического организма наследственно предопределена, генети­чески запрограммирована, то тем самым наследственно предопределено, генети­чески запрограммировано и поведение животных.

Данное утверждение отнюдь не равносильно положению, буд­то все акты, из которых складывается поведение животных, представляют собой безусловные рефлексы. Если бы поведение животных было безусловно-рефлекторным, то оно не смогло бы обеспечить их существование в сложной и меняющейся среде. Поэтому поведение животных, исключая, может быть, самых низ­ших, неизбежно в той или иной степени должно было быть ин­дивидуально приобретенным, или условно-рефлекторным. У выс­ших млекопитающих почти все конкретные акты поведения составляют по существу действия индивидуально приобретенные. Это не значит, что в их поведении вообще нет актов, которые можно было бы характеризовать как наследственные. Однако в отличие от низших животных такие акты не играют в их поведении сколь­ко-нибудь существенной роли.

Поведение высших млекопитающих по своей форме почти це­ликом является индивидуально приобретенным. Вместе с тем оно представляет собой не что иное, как проявление наследственного содержания. Индивидуальные вариации поведения возможны лишь в определенных пределах. По своей сути они индивидуально приобретенные акты поведения животных суть средства удовлетворения тех основных потребностей, которые обусловлены строением организма.

Поэтому поведение всех жи­вотных, принадлежащих к одному виду, в своей сущности оди­наково, так же как одинаковы в своей сущности их организмы. Поведение животного есть биологическое и только биологическое явление. Его можно объяснить целиком и полностью, не выходя за рамки биологии. Каждое животное есть биологический организм и только организм, а вся его внешняя деятельность представляет собой систему реакций его организма на внешний мир.

Так как животное целиком сводится к биологическому организму, то зная, каков этот организм, мы практически знаем о животном все основное: мы знаем, к чему оно стремится, знаем, каким образом оно обеспечи­вает удовлетворение своих потребностей и т.п.

Несомненно, что человек всегда есть и биологический организм. Но, зная лишь организм чело­века, мы практически ничего не знаем о нем как о действующем субъекте. Все люди, живущие на Зем­ле в течение последних нескольких десятков тысяч лет, относят­ся к одному и тому же биологическому виду - Ноmо sapiens. Это означает, что у всех ныне существующих людей в сущности один и тот организм. Но столь же несомненно существование значительных различий между поведением людей, входящих в состав различных конкретных, отдель­ных обществ - социоисторических организмов (сокращенно – социоров).

В связи с этим необходимо сделать одно важное уточнение. Говоря о поведении животных, я имел в виду всю их внешнюю деятельность, включая как их действия по отноше­нию к вещам и животным других видов, так и взаимодействие между особями одного вида. Но если применительно к животным такой подход вполне оправдан, то в отношении человека он неприемлем. Во всем дальнейшем изложении под поведением лю­дей я буду подразумевать лишь их действия по отношению друг к другу, их поступки. В поведении, понимаемом в таком смысле, наиболее отчетливо проявляются те самые различия, о ко­торых идет речь.

Суть дела, следовательно, не просто в наличии индивидуаль­ных вариаций поведения людей. Не является совершенно одина­ковым и поведение особей, относящихся к одному и тому же виду животных. Но поведение таких животных одинаково по своей сущности. О поведении же людей сказать нечто подобное нельзя. Одинаково в сущности лишь поведение людей одного и того же общества, а если общество имеет классовую структуру, то одного и того же общественного класса.

При этом различия в поведении людей, входящих в состав разных социальных обра­зований, не сводятся к различиям лишь в форме. Их поведение может существенно различаться и по содержанию. У людей, при­надлежащих к разным обществам, классам и другим социальным группам, могут быть различные мотивы, стремления, намерения, желания. Не остается неизменным в процессе развития и пове­дение членов одного и того же социального образования. Оно меняется и по форме, и по содержанию.

Ни различия в поведении членов разных обществ, ни фунда­ментальную общность поведения членов одного общества (или представителей одного класса, когда речь идет о том или ином классовом общест­ве) невозможно объяснить особенностями структуры организма людей. Поведение людей генетически не запрограммировано, как поведение животных, включая высших. Поведение человека не представляет собой системы реакций его организма на внешний мир. А это означает, что в отличие от животных человек не может быть сведен к биологическому организму. Будучи биологическим организмом, человек не есть только биологический организм, он есть большее чем биологический организм.