1. Культ Богини-Матери
Всеобщее распространение культа Богини-Матери произошло в эпоху каменного века. На громадном пространстве от Пиренеев до Сибири и по сей день находят женские фигурки, вырезанные из камня или кости. Все эти изображения, древнейшее из которых найдено в Австрии, условно называют „венерами”. Всех их объединяет одна важная черта. Руки, ноги, лицо — едва намечены. Главное, что привлекает первобытного художника, — это органы деторождения и кормления.
Разгадка необычайных черт в фигурках „венер” кроется в том, что они были, как предполагает большинство исследователей, культовыми изображениями. Это не что иное, как идолы, или амулеты Богини-Матери. Изображения „венер” обильны и в исторических слоях. Они найдены и в доарийской Индии, и в доизраильской Палестине, и в Финикии, и в Шумере. Сходство их сразу бросается в глаза. Создаётся впечатление, что культ Матери носил почти универсальный характер. У маори она именуется Пэпа, Мать-земля, супруга Бога Небесного. У эвенков Подкаменной Тунгуски — Бу-гады Энинитын. Она мыслится хозяйкой Вселенной и одновременно — матерью зверей и людей. В Индии она известна под именами Шакти и Пракрити.
Согласно древним верованиям, Богиня-Мать правит всеми природными процессами. Она заставляет оживать семя, погруженное в землю. По её мановению распускаются цветы и наливаются плоды. Богиня-Мать — всеобщая прародительница. Из её лона вышли растения, животные, люди. Она продолжала жить и в мировоззрении греков, и в мистической философии новой Европы. Например, культ Богини-Матери лёг в основу философской идеи «мировой Души».
Теперь становится понятным тот факт, что в глубокой древности (у некоторых народов) жреческие функции принадлежали преимущественно женщинам. Так, у северных индейцев „обряды плодородия” совершались женщинами. По одному ирокезскому преданию, первая женщина, основательница земледелия, умирая, завещала протащить своё тело по земле, и там, где оно касалось почвы, вырастал обильный урожай.
Шаманок и жриц знают наиболее примитивные культуры. Там, где это явление уже исчезло, можно найти его следы. Так, у чукчей и других северных народов шаман-мужчина одевался в женскую одежду, а фрески острова Крит свидетельствуют о том, что в самые священные моменты мужчина должен был облачаться в женский костюм. Главенство женщин в религии было у галлов, древних германцев и многих других народов. Вполне естественно, что при таком важном культовом значении женщин они часто оказывались в роли вождей и руководителей племени. Все женские божественные лики — разновидность единой богини, и эта богиня — женское начало мира, один пол, возведённый в абсолют.
- 1. Культура как научная дисциплина
- 2. Многообразие и многозначность подходов к исследованию сущности культуры
- 3. Структура и функции культуры
- 5. Проблема массовости культуры
- 6. Природа и культура
- 7. Миф, религия и культура
- 8. Личность и общество в культуре
- 9. Культура и цивилизация
- 11. Цивилизационная концепция исторического процесса
- 12. Первобытное искусство и культура Религия
- 1. Культ Богини-Матери
- 2. Фетишизм
- 3. Тотемизм Фетишизм тесно переплетается с другими формами верований, в первую очередь с тотемизмом.
- 4. Культ животных
- 5. Промысловый культ
- 7. Анимизм
- 8. Культ предков
- 10. Шаманизм
- 13. Культура древнего Китая: конфуцианско-даоссицкий тип культуры
- 14. Индо-буддийский тип культуры: философско-мировоззренческие основы
- 15. Культура Древней Греции
- Зодчество
- Обособление наук
- Театр древней греции
- 16. Культура Древнего Рима
- 1. Этрусская культура
- 2. Царский период.
- 2.1. Легенда о Ромуле и Реме.
- 2.2. Религия.
- 17. Культура Средних веков
- 1. Раннее Средневековье (V-X вв.)
- 2. Высокое (классическое) Средневековье (X-XIV вв.)
- 3. Позднее средневековье (XIV - XV вв.)
- 18. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 19. Культура нового времени эпохи Просвещения
- 20. Западноевропейская культура 19-20 вв.
- 21. Основные направления искусства 20 в.
- 23. «Золотой век» русской культуры
- 24. «Серебряный век» русской культуры
- 25. Культура советского периода
- 1. Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре
- 26. Постмодернизм как явление современной культуры. Основные черты