10. Шаманизм
Шаманизм особенно широко распространен в племенных культурах, которые, развиваясь на значительных удалениях друг от друга, создали системы поверий, поразительно схожие между собой. Шаманом называется человек, который, погружаясь в особое исступленное состояние сознания, обретает способность общаться с оберегающими и помогающими духами и черпать из потусторонних источников значительную силу. Главной целью шаманизма является лечение тела и рассудка. Его используют также для гадания и для обеспечения хорошей охоты и процветания племени или деревни.
Источником силы шамана становится его дух-хранитель. Его называют также "животным силы", "духом-опекуном" , "животным-тотемом" или "домовым". Обычно шаман бдит ночью на открытом воздухе, ожидая духа-хранителя. Дух-хранитель появляется, как правило, в виде животного, птицы, рыбы или пресмыкающегося, но может принять и образ человека. Встреча с ним и благодетельна, и благотворна, она открывает шаману доступ к любому могуществу. Шаман призывает духа в свое тело, и он предохраняет его от болезней и враждебных сил из нижнего мира. Через несколько лет духа-хранителя можно поменять, если в этом возникнет необходимость.
Искусство
Первые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века.
Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.
Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер. В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность ; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.
Центральное место в наскальной живописи эпохи мезолита занимали сцены охоты в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием. Охотники идут по следу или преследуют добычу, на бегy посылая в неё град стрел, наносят последний смертельный удар или убегают от разъярённого раненого животного. Тогда же появились изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами. Изображения женщин встречаются редко: они, как правило, статичны и безжизненны. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Человеческие фигуры очень условны, скорее являются символами, которые служат для того, чтобы изображать массовые сцены.
Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т. д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план.
Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем.
Первые орудия труда
Первые обрабатываемые обезьяночеловеком предметы мало отличались от необработанных предметов, которыми пользовались до этого человекообразные обезьяны. Однако постепенно первобытные люди накопили определенный опыт, в результате чего появляется мелкое ручное рубило, которое используется для самых разнообразных работ.
Из деревянных орудий труда на первом этапе первобытного общества были широко распространены заостренная палка-копалка, с помощью которой первобытные люди выкапывали из земли различные клубни, коренья, личинки; дубинка и палица, используемые на протяжении длительного периода времени в качестве основных ударных (дубина) и метательных (палица) орудий, применяемых как на охоте и собирательстве, например, для сбивания плодов с дерева, так и при защите от хищных зверей.
Несколько позднее появляется в первобытном обществе копье, изобретение которого явилось большим достижением первобытного человека. Копье постепенно потеснило дубинку и палицу.
Со временем наряду с рубилом возникают и получают широкое распространение разнообразные каменные орудия труда: скребла, резцы, ножи, отбойники, остроконечники, диски, наконечники копий и т.д.
Сначала простые орудия труда изготовлялись из одного куска дерева или камня. Затем наряду с ними начинают изготовляться составные орудия труда. На конец копья прикрепляется, обычно с помощью кожаного ремня, кремневый, а позднее и костяной наконечник. К некоторым рубилам и другим орудиям прикрепляются деревянные ручки. Такие рубила с привязанными рукоятками явились прообразом будущих топора, молотка, мотыги.
Для изготовления различных орудий труда в первобытном обществе применялись разнообразные материалы: дерево, кора деревьев, их ветки и корни, шкуры животных, сухожилия, кости и рога животных, бивни мамонтов и слонов, кости рыб, раковины. Наибольшее распространение при изготовлении различных технических средств получили камень и дерево.
Кремень, получивший наибольшее распространение при изготовлении разнообразных орудий труда, обладает целым рядом ценных свойств: твердостью, способностью раскалываться на пластины, давать острые режущие кромки. Кроме того, кремень широко распространен по всему земному шару и находится на поверхности земли или на небольшой глубине. Все это обусловило его наибольшее применение в качестве материала, из которого изготовлялись технические средства в первобытном обществе.
При изготовлении различных орудий труда и других средств в первобытном обществе применялись разнообразные методы обработки. Рубило изготовляется методами обивки и скалывания, копье – из круглой палки, для чего используются стволы небольших деревьев и бамбука. Один конец копья заостряется ручным рубилом, которое в эту эпоху является универсальным орудием труда. При обработке материала из дерева применяются резание, скобление.
Материалом при изготовлении самых разнообразных сосудов, применяемых для нужд собирательства, транспортировки и хранения продуктов питания и приготовления и приема пищи служили ветки деревьев и кустарника, их кора, особенно береста, раковины, дерево и камень.
- 1. Культура как научная дисциплина
- 2. Многообразие и многозначность подходов к исследованию сущности культуры
- 3. Структура и функции культуры
- 5. Проблема массовости культуры
- 6. Природа и культура
- 7. Миф, религия и культура
- 8. Личность и общество в культуре
- 9. Культура и цивилизация
- 11. Цивилизационная концепция исторического процесса
- 12. Первобытное искусство и культура Религия
- 1. Культ Богини-Матери
- 2. Фетишизм
- 3. Тотемизм Фетишизм тесно переплетается с другими формами верований, в первую очередь с тотемизмом.
- 4. Культ животных
- 5. Промысловый культ
- 7. Анимизм
- 8. Культ предков
- 10. Шаманизм
- 13. Культура древнего Китая: конфуцианско-даоссицкий тип культуры
- 14. Индо-буддийский тип культуры: философско-мировоззренческие основы
- 15. Культура Древней Греции
- Зодчество
- Обособление наук
- Театр древней греции
- 16. Культура Древнего Рима
- 1. Этрусская культура
- 2. Царский период.
- 2.1. Легенда о Ромуле и Реме.
- 2.2. Религия.
- 17. Культура Средних веков
- 1. Раннее Средневековье (V-X вв.)
- 2. Высокое (классическое) Средневековье (X-XIV вв.)
- 3. Позднее средневековье (XIV - XV вв.)
- 18. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 19. Культура нового времени эпохи Просвещения
- 20. Западноевропейская культура 19-20 вв.
- 21. Основные направления искусства 20 в.
- 23. «Золотой век» русской культуры
- 24. «Серебряный век» русской культуры
- 25. Культура советского периода
- 1. Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре
- 26. Постмодернизм как явление современной культуры. Основные черты